Инженер-конструктор

Техническое образование в РФ предлагается переориентировать на выпуск проектных команд

Трансформация подготовки инженерных кадров для технологического суверенитета предполагает переход к созданию в вузах готовых инженерных команд для индустрии, следует из Стратегии развития МГТУ имени Баумана до 2030 года. Документ рассматривался на профильной стратсессии под руководством премьер-министра Михаила Мишустина 10 января. Необходимость перемен в обучении в Белом доме объясняли потребностью в реверс-инжиниринге, разработке и эксплуатации в РФ принципиально новых технологий. В дальнейшем опыт Бауманки предполагается распространить и на другие ведущие инженерно-технические вузы для их фокусировки вокруг мегапроектов.

Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ

“Ъ” изучил Стратегию развития МГТУ имени Баумана до 2030 года — документ рассматривался 10 января на стратсессии правительства по развитию инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета РФ, ее провел Михаил Мишустин. Как следует из презентации, опубликованной на сайте университета, образование будущего предусматривает переход от рутинного обучения инженеров к подготовке членов инженерных команд, способных конфигурироваться для решения конкретных практических задач индустрии, для чего планируется интеграция образования с промышленностью, наукой и органами власти.

Студенты должны получать образование, включающее проектный опыт, что позволит им работать над практическими проектами, спрос на которые создает «технологическая суверенизация» РФ.

Обучение по-новому предполагается организовать «в один такт» — по длинным программам (70% студентов в 2030 году должны обучаться по программам базового шестилетнего образования).

Минобрнауки в пилотном режиме провело комплексную работу с университетом по формированию новой стратегии — в силу необходимости повысить качество подготовки кадров и пересмотреть некоторые устаревшие принципы в обучении, вызванной потребностью как в эксплуатации и реверс-инжиниринге существующих, так и в самостоятельной разработке принципиально новых технологий. Отметим, спрос на высококвалифицированных инженеров в 2022 году, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, вырос до 79,8 тыс. человек, в 2,7 раза больше, чем в 2010 году (29,9 тыс. человек), и на 43,5% выше, чем в 2021-м (55,6 тыс. человек). В силу этого власти видят университеты одними из ключевых участников реализации мегапроектов и разработки критических и сквозных технологий. При этом опыт МГТУ в части стратегии планируется распространить на ведущие вузы (в рамках проектов «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы» и др.) для их фокусировки вокруг мегапроектов.

Инженерное образование «по-новому» должно давать компетенции для работы на всех уровнях готовности технологий — от исследования до реализации продуктовых решений.

При этом работа будет проводиться с привлечением индустриальных партнеров. В рамках проектного финансирования возможно выполнение контрактных работ — инжиниринга, прикладных НИОКР, поставок для заказчиков из промышленности. Стратегия МГТУ также предполагает создание десяти междисциплинарных кластеров по критическим и сквозным технологиям, в том числе по робототехнике (с участием «Ростеха» и «Росатома»), цифровой трансформации и искусственному интеллекту («Сбер», VK), технологии защиты природы — «Зеленый дом» («РусГидро») и т. п.

Стратегия предусматривает и возможность венчурного финансирования и предполагает совместную работу управляющей компании и инвестиционного фонда для создания технологических стартапов и сети спин-офф-компаний по технологиям начиная со второго уровня готовности. Согласно документу, планируется увеличить объем НИОКР, выполняемых университетом, с 5,9 млрд руб. в 2023 году до 30 млрд руб. в 2030 году, вовлеченность преподавателей в НИОКР — с 20 до 75%, а долю студентов и аспирантов в фонде оплаты труда по НИОКР — с 2% до 10%.

Венера Петрова

Вся лента