Несвобода выбора
Как Бёкль и Кокошка оказались по разные стороны границы и на разных вершинах славы
В Альбертине Модерн в Вене открыта выставка «Герберт Бёкль — Оскар Кокошка: соперничество», сопоставляющая работы двух мастеров австрийского модернизма, стоявших на общей эстетической и противоположных политических позициях. Одного политическая непримиримость вынудила эмигрировать, другому политическая гибкость позволила спокойно работать на родине при разных политических режимах.
Казалось бы, какое тут может быть «соперничество»? Имя Оскара Кокошки (1886–1980) известно каждому, кто интересуется искусством; имя Герберта Бёкля (1894–1966) известно только искусствоведам, и то — австрийским. Кокошка задолго до своей смерти вошел в мировую историю искусства, Бёкль не попадет в нее никогда. Про Кокошку — одного романа с Альмой Малер достаточно — можно написать бестселлер и снять байопик, из жизни Бёкля ничего кроме сухой научной монографии не выжать. То ли дело в особенностях собрания Альбертины, на основе которого сделана выставка, то ли в Альбертине вполне сознательно подыгрывают Бёклю, за которым в экспозиции количественное и качественное преимущество, но если зритель честно и непредвзято посмотрит на графику (живопись тоже выставлена — ее немного, и она не репрезентативна) обоих художников, он вынужден будет признать, что это бойцы в одной весовой категории. Более того, если зрителю вдруг ничего не говорят оба имени, он по справедливости должен сделать вывод, что Бёкль как рисовальщик чуть ли не лучше: у него дивное, «синевсадниковское» чувство цвета — по акварелям видно, как он любит и понимает Кандинского, а патологоанатомические штудии 1931 года — нечто из ряда вон выходящее.
Бёкль тогда работал над картиной «Анатомия», современным парафразом рембрандтовских «уроков анатомии», и по приглашению главного врача больницы имени Франца-Иосифа рисовал в больничной прозекторской — сохранилось более 70 рисунков итальянским карандашом, и они, несмотря на свой подготовительный характер, представляются самостоятельным произведением. Штудии вместе с картиной «Анатомия» (она хранится в Музее Вены и на выставку не приехала) принято считать одной из вершин австрийского экспрессионизма, но это не тот ранний, юношеский, нарочито экспрессивный экспрессионизм Эгона Шиле и Рихарда Герстля, а поздний, зрелый, сдержанный, уже не столько экспрессионизм, сколько экзистенциализм. Зарисовки трупов женщин, мужчин, стариков, младенцев, которых небытие уравняло в правах одним разрезом от яремной вырезки до лона, сделаны прямо, без прикрас, без того, чтобы следовать выученным композиционным схемам и орнаментальным уловкам, и оставляют созерцающего наедине с мыслью о неотвратимости — в таком же одиночестве, как одинок человек перед лицом смерти. Художник был глубоко верующим католиком, расписывал церкви экспрессионистскими фресками, стал одним из главных реформаторов религиозной живописи в Австрии, но рисунки из прозекторской как будто бы свидетельствуют об абсолютной богооставленности человечества, и когда их впервые — в 1948-м, Вена тогда еще лежала в руинах,— выставили, случился страшный скандал, критика и публика восприняли это эссе о смертности плоти как работу на злобу дня (Бёклю еще в 1920-е стал покровительствовать Отто Бенеш, один из крупных искусствоведов венской школы, вынужденный бежать после аншлюса и вернувшийся на родину в 1947 году, чтобы возглавить Альбертину; выставка Бёкля стала одной из первых в программе Бенеша). Сегодня патологоанатомическая сюита Бёкля смотрится связующим звеном между плясками любви и смерти в графике художников Сецессиона и венских акционистов, это целая глава в истории австрийского искусства. Но если обоих, Кокошку и Бёкля, называют крупнейшими мастерами экспрессионизма в Австрии, то откуда же взялось это неравенство в славе и судьбе?
Ответ, лежащий на поверхности,— все дело в восьмилетней разнице в возрасте. Хотя Кокошку и Бёкля называют художниками одного поколения, это определение не совсем точно: первый сделался если не европейской, то уж точно всегерманской знаменитостью до Великой войны, в счастливых для авангарда обстоятельствах времени и места; второй в силу возраста до сараевского выстрела ничего существенного сделать не успел, разве что провалил экзамены в Венскую академию художеств (годы спустя он возглавит ее как ректор). Бёкля нередко называют самоучкой — ему пришлось учиться на архитектора в Техническом университете, впрочем, благодаря архитектурной учебе он познакомился с Адольфом Лоосом, у которого брал частные уроки рисования. Других учителей у Бёкля не было — вернее, его учителями стали и Шиле, и Кокошка, и немцы («Синий всадник» в больше степени, нежели «Мост»), и парижане: всю жизнь он много путешествовал, предпочитая учиться непосредственно, in situ — у древних египтян, минойцев, старых мастеров в Лувре или художников парижской школы на Монпарнасе (Бёкль очень подружился с Осипом Цадкиным). При этом он никому не подражал, шел своей дорогой, сохраняя поразительную при отсутствии школы и таком высокохудожественном окружении оригинальность. Лоос, кстати, покровительствовал и юному Кокошке — на выставке есть знаменитый портрет Лооса, который тяжело раненный на фронте Кокошка рисовал в 1916-м, лежа в одном венском лазарете, и на котором Лоос собственной рукой написал «это изображение больше похоже на меня, чем я сам». Лоос — единственная точка, в которой биографии «соперников» случайно сходятся. Оба оказались на фронте в 1914-м: за состоянием здоровья Кокошки, подорванного ранением, контузией и разрывом с Альмой Малер, следила вся Вена, Бёкля, не получившего ни царапины, никто тогда знать не знал, хотя в годы войны появляется его первый шедевр — портрет земляка, однополчанина и со времен фронтового знакомства близкого друга Бруно Гримшица, искусствоведа, который при нацистах займет ряд ключевых постов и станет играть важную, хоть и не ортодоксально-партийную культурную роль (портрет Гримшица висит в Бельведере). Карьерный взлет Бёкля начнется только после Великой войны, когда обстоятельства времени и места сложатся для него весьма удачно: сама собой случится ротация кадров — одних, как Климта и Шиле, унесет испанка, другие, как Кокошка, уедут из страны — и он окажется первой экспрессионистской кистью новой республики.
Ответ, на поверхности не лежащий,— все дело в конформизме. Нет, боже упаси, не в смысле искусства: и Кокошка, и Бёкль стояли на одних эстетических позициях — авангард, модернизм, ни шагу назад. Судя по выставке, Бёкль был, пожалуй, даже более радикален — во всяком случае, после Второй мировой, когда у Кокошки случались странные повороты и к классике (штудии с «Рабов» Микеланджело), и к натуре (акварельные букеты), Бёкля заворожила абстракция, и он стал одним из провозвестников информель в Австрии. Но политически они оказались по разные стороны баррикад, причем это был лишь отчасти их собственный выбор — во многом так сложилось по прихоти истории. В 1934-м беспартийный антифашист Кокошка уехал из Австрии — вначале в Прагу, потом в Лондон. Бёкль остался: в отличие от Кокошки, чьи любовные похождения производят такое впечатление на беллетристов и журналистов, он, католик, был женат один раз и навсегда, у них с женой было девять детей — большое семейство не располагает к эмиграции. При австрофашизме католику Бёклю жилось неплохо: глупый скандал с фреской в соборе Мария-Сааль, где в образе святого Петра опознали Ленина, давно забылся, он успешно работал на церковь, представлял Австрию на Венецианских биеннале и Всемирной выставке в Брюсселе, получал госпремии, ему, не имевшему диплома художника, дали класс в Венской академии. Никаких эстетических разногласий с режимом у него не было — небольшой конфуз на Брюссельской всемирной выставке, где он показал кроваво-красную рубенсовскую «Донну Гравиду», портрет любимой жены, беременной их пятым ребенком, представленной в полный рост и полностью обнаженной, не в счет: публика повозмущалась свободой австрийских нравов, король наградил живописца орденом Леопольда. Однако настоящее политическое расхождение между Кокошкой и Бёклем началось после аншлюса.
После 1938 года живопись Кокошки превращается в антифашистский политический плакат, живопись Бёкля уходит во внутреннюю эмиграцию, чтобы ни на йоту не впустить национал-социалистическую идеологию в сферу своего чистого, бескомпромиссного модернизма. Это Кокошка, прославившийся в Германии еще до Первой мировой, сделался видным экспонентом «Дегенеративного искусства», Бёкль, по сути не менее «дегенеративный», добровольно исчез из зоны какой-либо видимости: отказался от профессуры в академии, ограничившись вечерними классами рисования с обнаженной натуры (надо было кормить семью), не выставлялся, писал портреты жены, детей и штирийские горы. Но в 1941-м вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Видимо, чтобы отвязались. Вероятно, по примеру Гримшица, вступившего в НСДАП сразу после аншлюса,— Гримшица вскоре назначили директором Австрийской галереи (нынешний Бельведер), собрание которой сразу пополнилось работами Бёкля, вполне «дегенеративными». Впрочем, Гримшиц вел двойную игру, закупал не то что подпольщиков-модернистов, но и тех, кого открыто выставляли на «Дегенеративном искусстве», на приказы министерства просвещения убрать из экспозиции работы евреев и иностранцев отвечал, что рад бы, да в запасниках нет места, в общем, искусствовед в нем побеждал партийца, и после 1945-го он лишился всех своих высоких постов, но не лишился головы. В мае 1945 года мы находим имя Бёкля, назначенного ректором Академии художеств, где он незамедлительно провел модернистскую реформу, в числе учредителей общества австрийско-советской дружбы. Факт членства в НСДАП он скрывал (в результате чего лишился ректорского поста, но после разбирательства никаких обвинений в пособничестве нацизму не получил и незадолго до смерти вновь вернулся ректорствовать в академию). Продолжал представлять Австрию на биеннале и всемирных выставках, получать призы, ордена и почетные заказы. Продолжал считаться главным австрийским экспрессионистом. Правда, только в пределах Австрии, говорили ехидные критики, указывая на то, что если по гамбургскому счету, то главный австрийский художник XX века проживает по соседству, в Швейцарии. После Второй мировой Кокошку пытались заманить обратно: сулили золотые горы, вернули гражданство — у него, разумеется, не было никакой австрийской прописки, требовавшейся для получения гражданства, так что федеральный канцлер Бруно Крайский прописал художника у себя. Упрямый Кокошка не вернулся, умер на чужбине, главная художественная премия страны была учреждена в год его смерти и названа его именем.
«Герберт Бёкль — Оскар Кокошка: соперничество». Альбертина Модерн, Вена, до 17 марта
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram