Все Пресли только о любви

«Присцилла: Элвис и я»: София Коппола экранизирует мемуары Присциллы Пресли

В прокат выходит «Присцилла: Элвис и я» Софии Копполы. Фильм поставлен по мемуарам Присциллы Пресли, решившей в 1980-х, уже после смерти короля рок-н-ролла, поведать историю своей любви и расставания с кумиром миллионов. За главную роль в этой гладкой картине Кейли Спейни получила приз Венецианского кинофестиваля.

Текст: Василий Степанов

Фото: Capella Film

Сентябрь 1959 года, Западная Германия. Приемная дочь капитана американских ВВС Присцилла (Кейли Спейни) получает приглашение на вечеринку короля рок-н-ролла Элвиса Пресли (Джейкоб Элорди). Тот проходит срочную службу в бронетанковых войсках и страшно тоскует по дому — так что 14-летняя Присцилла из Техаса должна развеять меланхолию, с которой не справляются бабушка и стайка верных поклонников. Выйдет так, что спустя полгода Элвис демобилизуется чуть ли не в статусе будущего жениха Присциллы. Подробности длительного платонического романа, а затем свадьбы и развода, к которым приведет санкционированный родителями переезд из ФРГ в Грейсленд, Присцилла Пресли изложит в своей автобиографической книге «Элвис и я», вышедшей спустя годы после смерти короля. Там будут описания невинных свиданий и духовных поисков, психотропных препаратов и звездных вспышек гнева — в общем, все, что положено книге, предлагающей заглянуть за фасад успеха и благополучия, но в безусловно щадящих дозировках и формулировках. Чтобы никто ничего плохого, не дай бог, не подумал.

Именно эти сдержанные, безыскусно лакирующие шероховатую реальность мемуары и экранизирует София Коппола. Присцилла Пресли не просто героиня. Она среди продюсеров фильма, так что, наверное, не стоит слишком уж удивляться прохладной непроницаемости картины, где камера любит рассматривать ковры и мебель, любуется фарфоровыми безделушками, искренне радуется газону и вовремя отворачивается, чтобы в кадр не попало ничего предосудительного. Так заметают под диван вчерашние крошки. Было и было. Это кино умолчаний. Временами фильм проваливается в затемнения, не отключая звук и субтитры, так что невольно задумываешься, не отредактировали ли что-то наши прокатчики ради прокатного удостоверения и во имя соблюдения новейших законов. Если и так, то отечественная прокатная версия лишь продолжает и усугубляет линию, взятую авторами. Это вполне в духе фильма, где не нашлось места каким бы то ни было скандальным или токсичным подробностям, конспирологии или дивной отсебятине в духе разудалой биографии Элвиса, выпущенной в 2022 году Базом Лурманом.

«Присцилла: Элвис и я» — буквоедская реализация проверенного и утвержденного текста. Коппола скользит взглядом по изложенным в нем подробностям, словно перебирает страницы девичьего альбома с анкетами для подружек, неловкими стихами, вырезками из газет и гербарием. Настроить похожую оптику она призывает и своих зрителей. И действительно, смущенный сперва сближением школьницы с певцом взгляд довольно быстро адаптируется для того, чтобы вылавливать крупицы жизни и правды в этом хорошо упакованном в синтетику по моде шестидесятых проекте. Правда — она рядом: в ресницах, которые главная героиня красит перед тем, как отправиться в роддом, в каком-то трепете кружевной ночной рубашки, надев которую нужно обязательно начесать волосы, в рассинхроне реальности и представлений о ней. Правда в том, что историю Присциллы и Элвиса рассказывали в основном с точки зрения Элвиса, а София Коппола наконец рассказывает ее так, как хотела бы главная героиня. Возможно, умерив свой авторский гонор и амбиции, а может, и не особенно — ведь режиссерская фильмография, в которой есть «Трудности перевода» и «Мария-Антуанетта», подтверждает, что Коппола давно и не без успеха изучает героинь, скучающих в золотых клетках и неизбежно из этих клеток вырастающих.

Пожалуй, лучшее, что есть в этом фильме,— сыгравшая роль Присциллы 25-летняя Кейли Спейни. Актрису по заслугам наградило жюри кинофестиваля в Венеции — она крайне убедительна в своем экранном взрослении, проходя за два часа путь от 14-летнего пупса до взрослой женщины, выезжающей за ворота Грейсленда под «I Will Always Love You» в аутентичном исполнении Долли Партон. Незабываемым хитом эту композицию об ушедшей любви позднее сделает Уитни Хьюстон. Слова этой песни о горьких и сладких воспоминаниях, оставшихся на пепелище больших чувств, иронично раскрывают суть фильма и, пожалуй, полемизируют с хитом Элвиса, который требовал любить его нежно и вечно.

Спейни есть что играть. Куда сложнее ее партнеру — набравшему невероятные обороты сладкому и гадкому австралийцу Джейкобу Элорди. Ему приходится превратиться в героя, ничем не похожего на живого чувствующего человека, в эталонного Кена из кукольной коробки Mattel (получается у него, пожалуй, лучше, чем у Райана Гослинга в «Барби»). Его Элвис — красивый, глянцевый — тотем и фантом из девичьих грез. И чем дальше хронометраж, тем сильнее деревенеет Элорди в этом выдуманном кукольном антураже. Так, конечно, понятнее, почему они разошлись, а точнее, где: он окукливался в своем сценическом образе, а она, напротив, открыла дверь, чтобы проветрить, и случайно оказалась на улице. «Мы живем разными жизнями». Что ж, если после просмотра «Присциллы» зрителю захочется последовать за героиней и развеяться — я бы рекомендовал уже дома включить трилогию «Голый пистолет», в которой бывшая жена Элвиса с поразительным комическим талантом исполнила роль возлюбленной детектива Дребина. От Элвиса Пресли к Лесли Нильсену — неплохой маршрут.

В прокате с 25 января


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента