Преступление и неизгнание
Дума отказалась расширять список оснований для прекращения приобретенного гражданства
Госдума в среду после бурной дискуссии отклонила законопроект Михаила Матвеева (КПРФ) о расширении перечня преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение приобретенного российского гражданства. Инициатива нашла горячих сторонников в «Справедливой России — За правду» (СРЗП), но «Единая Россия» (ЕР) ее не поддержала, мотивируя это тем, что новый закон о гражданстве вступил в силу лишь 26 октября 2023 года и нужно сначала изучить правоприменительную практику. В то же время днем ранее в Думу был внесен схожий проект, под которым подписались два единоросса.
Михаил Матвеев предложил дополнить список деяний, являющихся основанием для прекращения приобретенного гражданства РФ (сейчас в нем фигурируют в основном террористические, экстремистские и воинские преступления), преступлениями против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности и половой свободы личности, включая преступления небольшой тяжести. Правительство дало на этот законопроект отрицательный отзыв, отметив, что такой подход «переводит институт прекращения гражданства в уголовно-правовую плоскость», превращая его в «дополнительную форму ответственности за совершенные преступления». Кроме того, кабмин напомнил, что новый закон о гражданстве вступил в силу только 26 октября и прежде, чем его править, нужно сформировать и изучить правоприменительную практику.
Выступая с докладом, господин Матвеев призвал коллег отнестись к его инициативе максимально внимательно, потому что ее «ждет наше общество».
В свою очередь, Артур Таймазов (ЕР) выразил позицию профильного комитета по делам СНГ, повторив доводы правительства и добавив, что в Уголовном кодексе уже предусмотрены исчерпывающие меры за совершение такого рода преступлений. Законопроект коммуниста «противоречит самому духу института гражданства», подчеркнул господин Таймазов.
Независимый депутат Оксана Дмитриева спросила, есть ли статистика преступлений, которые совершили люди, принятые в гражданство РФ. Михаил Матвеев признался, что на его запросы о таких данных в МВД отвечают, что ведут статистику только в отношении иностранных граждан. «При этом мы прекрасно понимаем, что и граждане, и неграждане принадлежат к диаспорам,— отметил коммунист.— Я провел анализ. Я посмотрел долю определенных преступлений, которые совершают представители определенных национальностей. Например, одна из национальностей Средней Азии лидирует по изнасилованиям. Но именно по преступлениям в отношении несовершеннолетних — педофилии — лидирует другая национальность». В связи с этим господин Матвеев считает необходимым вернуть в ведомственную статистику графу «национальность» — не для дискриминации, а для анализа. «Но мы засунули голову в песок, играем в толерантность, говорим, что преступник не имеет национальности. Нам и своих преступников хватает!» — возмущался депутат.
Михаил Делягин (СРЗП) признал, что законопроект направлен на защиту от этнической преступности, и спросил автора, не боится ли он, что сам факт внесения документа «будет расценен как разжигание национальной розни и, соответственно, как преступление по статье 282 Уголовного кодекса» (возбуждение ненависти либо вражды).
В ответ коммунист отважно напомнил, что, согласно российскому законодательству, депутат не может быть привлечен к ответственности за высказанную позицию. «У меня вызывает вопрос само существование диаспор как института. Это что? Профсоюз по трудоустройству людей, которые приезжают из какой-то страны? ОПГ, которая решает скользкие проблемы с правоохранительными органами, находит кучу адвокатов? Или это касса взаимопомощи, которая приобретает билеты, чтобы быстренько улететь?» — риторически вопрошал господин Матвеев.
Анатолий Вассерман (СРЗП) намекнул на необходимость поправить статью Конституции, запрещающую лишать гражданства по рождению (ее вправе изменить только Конституционное собрание, закон о котором до сих пор не принят): «Этот законопроект — одна из многочисленных попыток примирить очевидное противоречие между необходимостью изгнания из нашего общества людей, которые его не принимают, и прямым запретом на такое изгнание, заложенным в нашей Конституции. До тех пор пока мы не примем закон о Конституционном собрании, нам предстоит еще множество споров».
Слово снова взял Михаил Делягин и тоже обрушился на диаспоры: «Мы же видим мигрантский террор по всей стране, который носит уже демонстративный характер. Мы что, по улицам не ходим? Мы не видим смену этнического баланса в той же самой Москве? Избиратели говорят: политика государства — это замещение нас мигрантами. Меня спрашивают: кто хозяева России? По Конституции — многонациональный народ России. Но мы же видим, что хозяева России — это диаспоры!»
Сергей Обухов (КПРФ) призвал голосовать за законопроект всех, кто «за победу в специальной военной операции и за русский мир». Это уже возмутило Артема Турова (ЕР), который попросил «не притягивать за уши СВО», потому что в рядах вооруженных сил, которые сейчас «борются с неофашизмом на территории бывшей Украины», есть представители всех национальностей. Он также напомнил, что новую редакцию закона о гражданстве в Думе обсуждали целый год.
«Закон вступил в силу с 26 октября прошлого года, давайте посмотрим правоприменительную практику»,— примирительно призвал единоросс.
В итоге за законопроект проголосовали 108 депутатов (при необходимом минимуме в 226 голосов), один воздержался.
Отметим также, что 16 января депутаты Алексей Журавлев (ЛДПР), Дмитрий Кузнецов (СРЗП), Михаил Шеремет, Александр Бородай (оба — ЕР) и тот же Михаил Матвеев внесли в Думу очень похожий по смыслу законопроект. Он дополняет перечень преступлений, совершение которых может стать основанием для прекращения приобретенного гражданства, всеми тяжкими и особо тяжкими статьями УК.