Европа ищет ключ к активам

Какой еще вариант использования замороженных средств РФ рассматривают в ЕС

В Евросоюзе предложили новый способ конфискации замороженных российских активов. Они могут стать залогом. Как сообщает Reuters, такую идею в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе озвучил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо. Он заявил, что Брюссель не против изъятия заблокированных средств, но для этого должен быть выработан четкий механизм. «К примеру, имущество можно использовать в качестве залога для привлечения капитала на Украину»,— отметил чиновник.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как это предложение может быть реализовано на практике, в ЕС не уточнили. “Ъ FM” обсудил инициативу с юристами и попытался понять, насколько она жизнеспособна. Партнер BGP Letigation Сергей Гландин полагает, что утвердить механизм Евросоюзу помешают юридические препятствия:

«Здесь кроется небольшая неточность именно в высказывании главы бельгийского правительства.

Использовать залог, распоряжаться своим имуществом может только владелец, в данном случае Российская Федерация. Бельгия не является титульным собственником активов, которые где-то там заморожены. То есть будет нарушено право той же Бельгии и Евросоюза.

Поэтому они остаются с единственным вариантом, который уже опробовали: "наварили" с этих средств определенную прибыль и удержали налог. Только этот сбор они могут отправлять куда хотят.

А иным способом решать юридическую судьбу этого имущества им не позволяет в первую очередь статья 17 Хартии ЕС об основных правах, которая говорит, что, пожалуйста, вы можете конфисковать что угодно, но титульному собственнику, в данном случае Банку России, выплатите адекватную компенсацию».

После начала военных действий на Украине страны G7, Евросоюз и Австралия заморозили почти $300 млрд российских госактивов. Большая часть из них находится в Бельгии, в депозитарии Euroclear. На днях власти страны заявили, что начали «техническую работу» по использованию заблокированных средств.

Впрочем, речь идет только об изъятии доходов от активов. Брюссель планирует обложить их налогом, полученные деньги зачислить в бюджет ЕС, а затем использовать для помощи Киеву. Этот механизм Еврокомиссия утвердила в декабре 2023-го, с его помощью чиновники надеются собрать до $15 млрд, сообщает Financial Times. А возможна ли конфискация всех замороженных средств? “Ъ FM” обсудил этот вопрос с юристом коллегии адвокатов Delcredere Артемом Касумяном:

«Принять закон или даже регламент на уровне Европейского союза, позволяющий имплементировать какой-то механизм, достаточно несложно. Ключевой вопрос, как сделать любую меру соответствующей международному праву. Собственность государства обладает так называемыми юрисдикционными или суверенными иммунитетами.

В 2012 году завершился спор между Берлином и Римом. Италия конфисковывала активы Германии и позволяла использовать эти активы для компенсации лицам, пострадавшим от действий Германии в годы Второй мировой войны. Международный суд ООН признал эту практику противоречащей международному праву.

Что еще, кроме юридических несостыковок, останавливает Евросоюз? Если такая практика появляется в большом конгломерате государств, то для других стран это означает, что их активы тоже смогут конфисковать. Такая практика может быть опасной и иметь негативные последствия для инвестиционного климата».

На прошлой неделе Bloomberg сообщал, что Россия готовится оспаривать конфискацию своих активов и доходов от них в международных судах. По мнению Москвы, от этого могут пострадать ее зарубежные партнеры.

Логика такая: если на Западе решат изъять гособлигации, которыми владеет Минфин, то государства-эмитенты этих бумаг не смогут исполнить обязательства, а, значит, им грозит дефолт. Однако в крупнейших кредитно-рейтинговых агентствах Moody's и S&P Global 17 января исключили такое развитие событий.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Хорушевский

Вся лента