«Этот X можно было найти везде»

Дмитрий Гронский — о новой эмблеме «Автозавода Санкт-Петербург»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает о том, когда и как «икс» стал отличительным знаком АвтоВАЗа.

Фото: Федеральный институт промышленной собственности

Накануне одной из главных автомобильных новостей страны стало известие о товарном знаке, который АвтоВАЗ зарегистрировал в Федеральном институте промышленной собственности. Этой эмблемой будут наделены автомобили, в том числе спортивные и беспилотные, которые будут выпускаться на «Автозаводе Санкт-Петербург» — так теперь называется предприятие, которое до недавнего времени выпускало автомобили марки Nissan.

На форумах уже развернулась целая дискуссия о том, на что больше похож новый логотип: на крышку чугунного люка в мостовой или на эмблему марки Scion (суббренд компании Toyota, придуманный специально для американского рынка). Для непонятливых поясняют, что зарегистрированный логотип представляет собой стилизованную литеру Х, вписанную в овал. Никакого отношения к запрещенной у нас соцсети, принадлежащей Илону Маску, или к загадочной болезни X, по сравнению с которой COVID-19 покажется ерундой, это не имеет отношения.

Напомню, что еще лет десять назад X-образную стилистику придумал для бренда Lada шеф-дизайнер тольяттинской марки Стив Маттин. Наиболее удачно, на мой взгляд, она была реализована в модели Lada X-Ray. Этот X там можно было найти везде: и на радиаторной решетке, и на боковых выштамповках на кузове. Во время журналистских тест-драйвов автомобиля, которые состоялись в 2015 году где-то в Краснодарском крае, Стив Маттин даже позировал перед камерами, прыгая на фоне машины, вытянув руки и ноги в виде «икса».

Англичанин уже давно не работает на АвтоВАЗе, а модель X-Ray сняли с производства еще весной 2022 года. Она строилась на зарубежной платформе, имела массу заграничных комплектующих, и ее выпуск стал невозможен. Но «иксы» остались на Vesta, а теперь еще и на лого нового питерского бренда. Мнение Стива Маттина на этот счет нам выяснить не удалось. А в своих соцсетях он деликатно не комментирует работу бывших коллег, предпочитая писать о собственных путешествиях.

Вся лента