Байеры раскачивают рынок

С чем связан рост популярности зарубежных маркетплейсов у россиян

Интерес россиян к байер-сервисам кратно вырос. Трафик на площадках для заказа товаров из Европы и США увеличился в восемь раз, подсчитал оператор Tele2. Статистика основана на данных, собранных среди пользователей мобильного интернета, уточняют «Ведомости». В тройку самых популярных сервисов, через которые оформляются заказы, вошли СДЭК, USmall и LiteMF.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Так, месячная аудитория самого крупного оператора «СДЭК Shopping» выросла с 36 тыс. человек весной 2022-го до 640 тыс. человек к концу 2023 года. Сервис смог заработать за это время 3,5 млрд руб. В основном россияне покупают на западных маркетплейсах недорогие товары, рассказал президент Международной ассоциации байеров Георгий Ростовщиков: «Популярностью пользуется масс-маркет. Многие бренды ушли из России, и, в принципе, все с этим уже смирились. Но маркетинг все равно работает, и потребитель скучает по некоторым продуктам.

Покупают в основном одежду, обувь, аксессуары. Как правило, пользуются для оплаты карточками Казахстана и Кыргызстана, доставка идет через Белоруссию и другие соседние республики. Потребители сейчас прекрасно понимают, что возврат продукции с западных маркетплейсов невозможен, это очень сложно и дорого.

В люксе другая ситуация. Там есть агенты и закрепленные консультанты, которые до сих пор работают с российскими клиентами де-факто. Таким образом идут покупки люксовой одежды в Турции, Арабских Эмиратах, Казахстане и Азербайджане».

Эксперты говорят, что повышенный интерес покупателей к иностранным маркеплейсам связан еще и с тем, что операторы расширили ассортимент. Некоторые сервисы доставок предлагают более 3 млн позиций от 25 тыс. брендов. Кроме того, появился сервис «Заявка на выкуп». Это ввоз эксклюзивного товара специально под заказчика. Например, коллекционных гитар, лимитированных изданий книг или кастомных кроссовок, уточняют «Ведомости».

Единственный минус таких сервисов — это длительный срок доставки, отметил генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков: «Давайте будем честными, если мы на протяжении многих лет прививали россиянам необходимость использовать иностранные товары, она не пройдет сразу. К тому же многих вещей просто нет в России, потому что они не производятся, а товары, допустим, из Китая не соответствуют нормам или их нецелесообразно приобретать. Поэтому я думаю, что тренд в 2024 году точно сохранится.

Еще один момент — это ценовые характеристики. Бывает что-то завозят, но стоит это в разы дороже. Поэтому какие-то вещи легче приобрести путем заказа из-за рубежа. Единственное, что период предоставления услуги бывает достаточно большим, но деньги сэкономить можно».

Логистические компании отмечают, что интерес к международному шопингу сохраняется и после традиционно высокого предновогоднего сезона. По данным за январь, количество заказов выросло почти на четверть, по сравнению с первыми неделями прошлого года, сообщили в компании Boxberry. Среди популярных категорий товары для спорта, электроника, БАДы и винтаж. Причем заказчики из России могут существенно сэкономить на покупке, если знают, где именно заказывать, рассказала операционный директор BXB by Boxberry Алина Зорина: «Прямое сотрудничество с зарубежными компаниями невозможно, но мы находим различные легальные способы.

Заказываем товары напрямую с eBay, Amazon и других зарубежных площадок с помощью своих байеров и сотрудников, которые, находясь в разных странах, могут оформить доставку напрямую на наши склады.

Согласно анализу, который мы проводили, клиенту удается сэкономить где-то 30-45%. Безусловно, это зависит от категории товаров. БАДы, как правило, дешевле, техника чуть дороже, также мы рекомендуем клиентам выбирать конкретную страну для заказа определенных категорий. Например, в данный момент большое количество людей заказывают технику из Индии. Там она зачастую дешевле, чем в Америке».

Список самых популярных стран, где россияне делают онлайн-покупки, не меняется уже несколько лет. По данным логистических компаний, это США, Турция и Италия. Но сейчас происходит перераспределение долей в этом сегменте, эксперты фиксируют пятикратный рост спроса на ввоз товаров из Китая, Белоруссии и Казахстана.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Светлана Белова

Вся лента