Урал повысил градус
В Свердловской области вырос спрос на крепкий алкоголь
Продажи крепких ликероводочных изделий в Свердловской области в 2023 году увеличились на 22,7%, коньяка — 9,3%, вина — на 5,1%, говорится в материалах Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). Из-за относительной ценовой доступности самым популярным напитком остается пиво, но его продажи выросли незначительно. Эксперты и участники рынка связывают тенденцию с нервным и физическим напряжением, которое люди испытывают уже несколько лет.
Согласно исследованию ЦИФРРА, спрос на крепкие ликероводочные изделия крепостью выше 25% в Свердловской области вырос за год на 22,7%, на коньяк — на 9,3%. Продажи ликерного вина за год выросли на 50,9%, шампанского — на 9,9%, вина — на 5,1%. Самым популярным алкогольным напитком среди свердловчан остается пиво. Продажа пивной продукции за период с января по сентябрь 2023 года составила 61,7 литров на душу населения (рост за год 2,9%). В России спрос на коньяк вырос на 9,7%, крепких ликероводочных изделий — на 21,5%, фруктового вина — на 19%, игристых вин — на 9,6%. Потребление водки среди россиян за год снизилось на 0,9%.
Как пояснил директор ЦИФРРА Вадим Дробиз, за последние два года продажи алкоголя достигли своего пика. «На рынке доминирует водка — на нее приходится около 70% общего объема продаж, несмотря на незначительное уменьшение спроса год к году. Популярными остаются пиво и такие крепкие “цветные” напитки, как коньяк, виски, ром, джин. И это несмотря на то, что большая часть мужчин, которые и являлись активными потребителями крепкого алкоголя, находятся на СВО»,— прокомментировал господин Дробиз. Он добавил, что увеличение продаж ликерных вин вызвано тем, что в 2022 году в эту категорию перевели специальные вина.
С обозначенными трендами рынка согласился директор сети Wine Not Александр Журов. «Из-за введенных санкций и высокого курса доллара возросла стоимость алкогольных напитков. Если раньше качественное вино можно было купить условно за 2 тыс. руб., то сейчас средняя цена возросла до 4 тыс. руб. Большинство покупателей остались в другой “моральной планке”, которую они могут себе позволить тратить на алкоголь. Соответственно, они будут приобретать ту продукцию, которая вписывается в их привычный бюджет. Это будет либо тот же сегмент, но более низкого качества, либо другие, более доступные напитки»,— рассказал он «Ъ-Урал».
По его словам, в связи с уходом зарубежных брендов или их подорожанием начинает развиваться российское виноделие. «На определенные российские вина виден высокий спрос. Так, люди даже закупаются впрок такой продукцией, как Temelion, “Усадьба Дивноморское”, Арпачино. В целом число российских производителей вина увеличилось. Если раньше ассортимент состоял из продукции 10 производителей, то сейчас около 65–70»,— дополнил господин Журов.
Впрочем, как добавил господин Дробиз, соотношение российской и импортной алкогольной продукции остается примерно на одном уровне: 50% российского и 50% импортного вина, 65% и 35% — шампанского.
В пабе Rosy Jane «Ъ-Урал» рассказали, что за год продажи крепкого алкоголя в среднем выросли на 10%. «Кто-то сейчас не может уехать за границу, кто-то находится в стрессовой ситуации, из-за чего многие гости снимают нервное и физическое напряжение в пабах. При внешней непонятной ситуации люди начинают больше пить, потому что не понимают ничего про “завтрашний день” и начинают жить по принципу: “надо все успевать сегодня”»,— пояснили представители паба.
Сомелье ресторана «Паштет» Мария Слива рассказала «Ъ-Урал», что за прошедший год гости ресторана чаще стали пить крепкие напитки, особенно водку и фирменные настойки. «Вина пить меньше не стали, однако гости стали обращать внимание на стоимость бутылки. Постоянные посетители стали лучше разбираться в вине. В целом потребление вина выросло на 15%»,— добавила госпожа Слива.
Эксперт прогнозирует, что в ближайшие два года рынок алкогольной продукции сохранит высокие обороты. «Окончание СВО, которое когда-то наступит, скорее приведет к еще большему потреблению алкоголя населением, потому что происходящее еще долго будет в головах у людей. Соотношение российского и импортного алкоголя, скорее всего, останется на текущем уровне, поскольку у нашего покупателя есть спрос и на зарубежную продукцию, несмотря на рост цен»,— резюмировал Вадим Дробиз.