Штрафы ставят на новые рельсы
В Москве дорожные камеры начали контролировать правила проезда трамвайных остановок
В Москве впервые заработала автоматическая дорожная камера, которая будет контролировать правила посадки граждан в общественный транспорт. Штраф в 1,5 тыс. руб., в частности, придет водителям, не уступившим дорогу пассажирам, которые переходят проезжую часть для посадки в трамвай. Эксперты уже указывают на ряд возможных рисков при администрировании нового состава. Между тем в Москве уже испытали «умный» светофор с камерой для распознавания лиц, который позволит привлекать и пешеходов к ответственности за нарушение.
Водители транспортных средств, согласно правилам дорожного движения, обязаны уступить дорогу пешеходам, садящимся в автобус, троллейбус или трамвай со стороны проезжей части или посадочной площадки. С 1 марта 2023 года вступили в силу поправки, уточняющие эту норму: если на остановке перед машиной остановился трамвай, у которого сзади на табло загорелась надпись «Внимание, пассажир!» (или силуэт пассажира на табло), нужно остановиться перед желтой зигзагообразной разметкой, а если ее нет — непосредственно перед трамваем. Продолжать движение разрешено только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения табло. Штраф за нарушение правила составляет 1,5–2,5 тыс. руб. согласно ст. 12.18 КоАП.
Московский дептранс сообщил, что к работе приступила первая камера (установлена на улице Свободы), которая фиксирует нарушения в рамках этой нормы.
В качестве доказательной базы к «письму счастья» будут прилагаться фотографии транспортного средства нарушителя: одна — до желтой разметки, вторая — после ее проезда, а также видеоролик (будет доступен при обжаловании). Отметим, подобные табло также установлены на автобусах и электробусах, но правило и запрет не применяются, если пассажиры высаживаются на тротуарную остановку (остановки на проезжей части обычно только трамвайные).
Остановки в Москве, сообщили в дептрансе, постепенно обустраиваются приподнятыми платформами с «островками безопасности» (их более 400 по городу) либо оформляются в виде платформ «венского типа» (с приподнятым участком улицы в месте высадки пассажиров). Остановка на улице Свободы выбрана в связи с тем, что там ранее происходили ДТП с пострадавшими пассажирами, сообщил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. В частности, в марте 2023 года погибли два пенсионера, выходящие из трамвая. По данным ГИБДД, в январе—ноябре 2023 года в столице произошло 2,4 тыс. наездов на пешеходов (+2,7% к аналогичному периоду прошлого года), 123 человека погибло. Господин Ликсутов вчера заявил, что со временем подобные камеры появятся и в других местах города.
«Проблема нарушения правил проезда возле трамвайных остановок остро стоит во многих городах,— прокомментировали нововведение в ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов камер).— Нововведение ЦОДД считаем обоснованным и направленным на повышение дисциплинированности водителей и уровня безопасности пешеходов».
В организации рассказали, что практика фиксации нарушений правил проезда возле трамвайных остановок с помощью камер есть, например, в Австралии, но там камерами оборудованы трамваи.
При администрировании нарушений могут возникать спорные моменты, считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. «Например, трамвай подъезжает к остановке, водитель его нагоняет, но пешеходов на проезжей части еще нет,— приводит он пример.— Если водитель будет подъезжать к трамваю на скорости, то в случае попытки затормозить, когда только загорается табло, он может не успеть это сделать там, где положено».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов обращает внимание, что многие водители еще могут и не знать, что надпись на трамвайном табло приравнена к запрещающему сигналу светофора (с момента вступления в силу поправок прошло менее года): «Более понятным решением была бы установка светофоров прямо на остановке, которые переключаются при подъезде трамвая для безопасного перехода пассажиров». «Не всегда ДТП с участием пешехода случается из-за несоблюдения ПДД водителями, часто и сами пешеходы не соблюдают правила,— добавляют в ОКО.— Но нейросетевые технологии не стоят на месте, в Москве уже испытали "умный" светофор с камерой для распознавания лиц, который в будущем позволит привлекать пешеходов к ответственности за нарушение».
Москва (в городе функционирует более 3,8 тыс. камер) за последние годы стала, по сути, полигоном для отработки технологий фиксации новых составов. ЦОДД, напомним, первым начал выявлять в автоматическом режиме разговор по телефону за рулем, не пристегнутых ремнем водителей и пассажиров. Практику впоследствии взяли на вооружение другие регионы.
Правительство вновь разрешило электромобилям ездить бесплатно по федеральным платным дорогам
С 19 января возобновляется пилотный проект, в рамках которого владельцы электромобилей могут оформить право бесплатно проезжать по платным участкам дорог М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД, Северному обходу Одинцово, а также участку 15–58-й км трассы М-11. Об этом вчера сообщили в правительстве РФ. На региональные дороги «пилот» не распространяется.
Эксперимент, напомним, проводился в 2023 году для дополнительного мотивирования граждан к покупке электромобиля. Владельцам электротранспорта необходимо приобрести (или арендовать) бесконтактный транспондер «Автодора». В прошлом году льготой воспользовались около 5 тыс. автомобилистов, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Мера способствовала двукратному увеличению загрузки зарядных станций и повысила интерес бизнеса к развитию зарядной инфраструктуры на платных магистралях, сообщили в правительстве РФ.
О планах Белого дома продлить эксперимент на 2024 год “Ъ” сообщал 15 января. Больше всего проездов с бесплатным транспондером в 2023 году было зафиксировано на платных дорогах с самыми высокими тарифами на проезд — М-11 Москва—Солнечногорск и на обходе Одинцово. Чаще всего льготой, по неофициальным данным, пользовались владельцы Tesla и других дорогих электромобилей зарубежного производства.