Угонщики потеряли процент
В Краснодарском крае сократилось число автопреступлений
На Кубани в 2023 году число угонов автомобилей год к году сократилось почти на 13%, а краж — на 22,13%. По мнению экспертов, такая динамика связана с внедрением высоких технологий в работу полиции, а также с ужесточением контроля на границах после начала СВО. Некоторые собеседники «Ъ-Кубань» выразили опасение, что ситуация может измениться, если в России разрешат использовать запчасти подержанных автомобилей при ремонте по полису ОСАГО.
В 2023 году в Краснодарском крае зарегистрировали 462 угона транспортных средств. Это на 12,8% меньше, чем годом ранее. Такие данные «Ъ-Кубань» предоставили в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В прошлом году в суд направили 339 уголовных дел (в 2022 году — 372), к уголовной ответственности привлечено 344 злоумышленника (в 2022-м — 381 преступник). Кроме того, по данным пресс-службы краевого главка, в 2023 году зарегистрировано 95 краж автомобилей, что на 22,13% меньше, чем в 2022 году. В суд направлено 59 уголовных дел (в 2022-м — 64).
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Правовой статус» Алексей Иванов уточняет: угон — это неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. «Речь идет о завладении чужим автомобилем или другим транспортным средством и поездки на нем без намерения присвоить его целиком или по частям. Подчеркну, это не кража и не хищение автомобиля, а, как говорят, взял просто "покататься"»,— отмечает адвокат.
По словам юриста, как хищение квалифицируется завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц.
«Чаще всего угоны и кражи транспортных средств регистрируются в крупных городах — Краснодаре, Новороссийске и Сочи. В основном преступники пользуются беспечностью автовладельцев, которые оставляют свой транспорт незапертым либо с ключами в замке зажигания. Как правило, наибольшим спросом у злоумышленников пользуются автомобили отечественного производства. Зачастую угнанные машины преступники бросают, добравшись до места назначения»,— рассказывают в пресс-службе полиции региона.
По мнению председателя Коллегии адвокатов «Антонова и партнеры», заместителя управляющего Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Краснодарского краевого отделения «Опоры России» Екатерины Антоновой, такая динамика связана в первую очередь с развитием современных технологий и внедрением таких систем в работу правоохранителей.
«У ГИБДД есть справочно-информационная система "Паутина". Она сочетает основанные на искусственном интеллекте современные алгоритмы поиска по запросу и программное обеспечение комплексов фото- и видеофиксации камер видеонаблюдения на дорогах по всей России. Такой подход в разы облегчает жизнь правоохранителям при поиске угнанного авто. Путь машины можно отследить в кратчайшие сроки. Кроме того, камера фиксирует проезжающий автомобиль на фото, в объектив попадают как пассажиры, так и водители-угонщики»,— поясняет госпожа Антонова.
Как ранее писал «Ъ», главной причиной снижения масштабов преступлений вице-президент ВСС Сергей Ефремов считает изменение геополитической обстановки. Украденные автомобили чаще всего вывозили для продажи на Украину и в страны Прибалтики, что стало невозможно после начала СВО.
Правоохранители напоминают: чтобы защитить транспортное средство от автоугонщиков, необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. «Даже выходя из салона на несколько минут, нельзя оставлять ключ в замке зажигания. Не лишним будет установить сигнализацию на автомобиль. Лучше всего парковать машину на специально оборудованных стоянках либо в хорошо освещенных местах, а также там, где установлены камеры видеонаблюдения»,— рекомендуют в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Алексей Иванов подчеркивает, что, несмотря на снижение статистики числа угонов за 2023 год, Краснодарский край по-прежнему входит в число лидеров по числу этих преступлений среди других регионов. Как ранее писал «Ъ», наибольшее количество таких правонарушений, кроме Кубани, зафиксировано также в Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областях, Санкт-Петербурге, Красноярском и Приморском краях.
При этом для страховых компаний Краснодарский край в части угонов не считается криминальным регионом. Так, в портфеле «Ингосстраха» доля угонов по Краснодарскому краю уже несколько лет находится на низком уровне. За последние три года фиксировалось по три-четыре угона за каждый календарный год, рассказал «Ъ-Кубань» директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса «Ингосстраха» Максим Дмитриев. «В топе, как и годом ранее, остались корейские и японские автомобили. Чаще всего машины угоняли из спальных районов на окраине города»,— добавил господин Дмитриев.
Количество угонов транспортных средств, застрахованных по каско в «Росгосстрахе», на Кубани в 2023 году осталось на прежнем уровне, а в целом по России снизилось в три раза по сравнению с 2022 годом. «Понятно, что сегодня на фоне продолжающегося роста цен на запчасти и лакокрасочные материалы автовладельцы считают более актуальными риски серьезных повреждений или конструктивной гибели машины в ДТП. Однако совсем уж не учитывать риски хищения тоже не стоит — злоумышленники могут угнать машину под разбор на те же запчасти»,— подчеркивает директор филиала «Росгосстраха» в Краснодарском крае Ирина Зелицкая.
Алексей Иванов также считает, что инициатива по использованию комплектующих подержанных автомобилей при ремонте по полису ОСАГО может простимулировать рост числа хищений автомобилей с целью продажи на запчасти.
Напомним, что в конце прошлого года глава ВСС Евгений Уфимцев рассказал СМИ, что обсуждается вопрос, разрешить ли использовать подержанные запчасти при ремонте по полису ОСАГО. «В июле 2024-го мы получим список деталей, которые можно повторно использовать при ремонте машины. А также пояснения, как следует оценивать состояние таких запчастей, чтобы решить, можно ли их безопасно применять»,— сказал господин Уфимцев. Предполагается, что решение примут к концу текущего года.
«Угонщикам это, конечно же, на руку, поскольку сбыть украденную деталь станет проще»,— отчасти соглашается с Алексеем Ивановым Екатерина Антонова. Однако адвокат полагает, что при страховом случае замена запчасти на б/у деталь будет регламентирована и происхождение такой детали должно будет подтверждаться и обосновываться документами. «Поэтому предпосылок к тому, чтобы в Краснодарском крае, как и в других субъектах РФ, после принятия решения по б/у деталям произойдет резкий скачок преступности, связанных с угонами, я не вижу»,— резюмирует эксперт.
Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram