Нейросеть внедряется в литературу

Готова ли индустрия внедрять ИИ в художественные произведения

Японская писательница получила премию за роман, созданный при помощи нейросети. Правда, как заявила сама Риэ Кудан после награждения, ChatGPT сгенерировал только 5% текста. Эти фрагменты она добавила в произведение без изменений. С нейросетями связан и сюжет ее книги «Токийская башня сочувствия»: в местном парке строится небоскреб, и архитектор не доволен повсеместным использованием чат-ботов. Организаторы престижной литературной премии отказались комментировать награждение победительницы после ее заявления о соавторстве с чат-ботом.

Фото: Yuki Kurose / The Yomiuri Shimbun / AFP

Это может говорить о готовности индустрии активнее внедрять такую технологию, полагает писатель Сергей Лукьяненко: «С одной стороны, это инструмент, причем достаточно эффективный. Но, с другой, поскольку искусственный интеллект не является разумом, это все-таки инструмент компиляции и работы с текстом на основе всемирной базы текстов. Он выдает некий вторичный продукт, никак не связанный с работой человека, его разума.

Нужно ли это регулировать как-то законодательно? По-хорошему, да. Пусть в книге будет указано: "Писатель Вася Пупкин и нейросеть". Единственное, тогда надо проработать вопрос, является автор стопроцентно создателем произведения, или, возможно, часть прав, гонораров и славы должна принадлежать программистам, создавшим нейросеть. Другой вопрос, что регулировать это практически невозможно. То есть вся эта база совершенно не проработана во всех областях. Слишком быстро нейросети входят в нашу жизнь.

Насколько этична эта позиция, и не поощряет ли это внедрение искусственного интеллекта? Это действительно сложный вопрос, насколько готово общество это принять, и как оно может с этим бороться. Это точно так же, как с автомобилем с искусственным интеллектом. Если он попадет в аварию, то кто виноват искусственный интеллект, его создатели или все-таки человек, который сидел в машине?

Жюри премии назвали футуристический роман «почти безупречным». Однако пользователи в соцсетях разделились во мнении. Одни видят плюсы в том, что писательница вдохновилась искусственным интеллектом, другие осудили ее за плагиат. Качественно сгенерировать целый роман нейросеть пока не может, отмечает шеф-редактор сервиса «Букмейт» и литературный критик Константин Мильчин:

«Этим летом сервис "ЛитРес" громко объявил о том, что у них выходит новинка, целиком якобы написанная нейросетью. Это был очень плохой текст. Проекты, в которых под одной обложкой было собрано до половины текста, написанного нейросетью, уже были. Издательство Individuum выпускало книгу замечательного прозаика и художника Павла Пепперштейна, где половину написал Пепперштейн, половину — нейро-Пепперштейн. На данном этапе я не вижу здесь принципиального технологического скачка.

Не уверен, что нейросеть, по крайней мере в ближайшие пять лет, сможет стать конкурентом живому писателю. Нейросеть способна научиться сочинять неплохие письма или рекламные тексты, посты в блогах. В то, что она сможет написать качественный роман или хотя бы повесть, я на данном этапе не верю».

В 2023 году около 20 американских писателей подали иск против OpenAI, которая разрабатывает в том числе чат ChatGPT. Авторы обвинили компанию в нарушении авторских прав и незаконном использовании их произведений для обучения нейросети. Заявители потребовали возместить ущерб и выплатить по $150 тыс. за каждую нелегальную работу.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Тюленева

Вся лента