Граждане потратились на игры
Почему растет рынок гейминга
Россияне увеличили траты на игры, несмотря на уход крупных студий. Расходы геймеров в 2023 году составили больше 160 млрд руб. Сюда входят в том числе покупки внутри игр. Данные XYZ School приводят «Ведомости». Причем четверть суммы пришлась на посреднические схемы, например, сервисы для покупки ключей активации. Они позволяют приобрести игры, которые больше недоступны в России. Объем рынка сопоставим с показателями 2021 года. Официальных данных по 2022 году нет, но эксперты говорили, что он серьезно просел.
Самыми популярными релизами в минувшем году стали российская Atomic Heart, Hogwarts Legacy по вселенной Гарри Поттера и фантастическая ролевая игра Baldur’s Gate III. Качество новинок во многом повлияло на активность российских покупателей, считает независимый эксперт в области видеоигр Александр Кузьменко: «В отличие от 2022 года, 2023-й был крайне успешный для игр. Вышло потрясающее количество замечательных проектов, например, игра про Хогвардс — Hogwarts Legacy, замечательная игра-фильм под названием Alan Wake 2. Поэтому наш рынок, несмотря на просадки, подтягивается под общемировые тенденции. А то, что часть его сейчас находится в так называемом сером секторе, что ж, это особенность нашего времени.
За последние 15-20 лет характер потребления в России изменился. И если в 90-е все жили с полным непониманием, что такое "пиратская продукция", "лицензия", то сейчас просто новое поколение людей, которым привычно пользоваться сервисами по подписке. Они привыкли платить за продукт, который создан людьми, которым нужно дать деньги для того, чтобы они доставили тебе 10 или 100 часов удовольствия в виде видеоигры.
И мы не отучились от этого. Так что переживать за то, что наш рынок снова скатится в пиратство и уйдет в анархию, как это было в 90-е, когда его, собственно, и не существовало, по сути, преждевременно. Нашлись какие-то серые способы, они требуют некоторых действий от тебя, а не просто нажать по клику кнопку "Купить". Но раз они появились, значит, рынок этого требует, и наша игровая культура живет».
При этом аналитики отмечают, что пиратство по-прежнему угрожает рынку. По оценкам российской студии Vengeance Games, оно могло обернуться 30-миллиардными убытками для ушедших компаний. И все же для игровой индустрии проблема не столь существенна, как, например, для кинобизнеса, замечает колумнист «Московских новостей» Даниил Ротштейн: «Пиратство долгое время процветало на российском рынке ПК-гейминга, потому что на компьютерах это делать проще, но уже менее комфортно, чем кинопиратство. Нужно скачать игру, к ней нужно скачать какую-то "таблетку". Всегда есть проблема взлома, обхода методов защиты, которых нет в киноматериалах. Это часто связано с опасениями заражения компьютера. Плюс современный игровой рынок довольно сильно отличается от рынка 10-15-летней давности. Почти все игры, даже однопользовательские, получают регулярные обновления, и если у тебя пиратская игра, то ее придется заново скачивать. Это все довольно малоприятно.
И поэтому последние годы начала довольно существенно расти в России платящая за игры аудитория на компьютере. Особенно с учетом того, что существовали региональные скидки, довольно много людей относительно среднего дохода готовы заплатить адекватные деньги, чтобы не заниматься всей этой ерундой».
На днях компания Data.ai подвела итоги года в сегменте мобильного гейминга в России. Количество установок из App Store и Google Play выросло на 4% и составило примерно 2,7 млн. Самым популярным приложением в сегменте стала платформа для создания игр Roblox. У нее 10 млн загрузок.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".