Катастрофе Falcon 10 выявляют причины

Станет ли инцидент с бизнес-джетом поводом для дополнительного регулирования отрасли

Четыре человека выжили после крушения российского самолета в горах Афганистана. Одному из членов экипажа удалось добраться до ближайшего поселка и жестами попросить о помощи, сообщили местные телеканалы. Жители отвели его к представителям террористической организации «Талибан», которая контролирует власть в стране и запрещена в России. Судьба еще двоих пассажиров уточняется, отметили в Росавиации.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Бизнес-джет Falcon 10 пропал с радаров над афгано-таджикской границей вечером 20 января. ТАСС сообщил, что у него могли отказать оба двигателя. На борту были как минимум два россиянина: семейная пара из Волгодонска Анна и Анатолий Евсюковы.

По данным Telegram-каналов, самолет был заказан, чтобы госпитализировать женщину в Россию: она якобы была серьезно больна и лечилась в больнице в Таиланде. Почему у бизнес-джета могли отказать сразу два двигателя? И как людям удалось выжить после падения самолета в горах? “Ъ FM” обсудил это с летчиком первого класса Андреем Литвиновым:

«Спланировал, где-то нашел площадку, сел. Слой снега в горах достаточно высокий, он и смягчил удар. Falcon 10 — хороший самолет. Но дело в том, что отказ двух двигателей — это серьезно. Причина может быть в некачественном топливе или, возможно, протечке. Так не бывает: летит самолет, и вдруг отказывают два двигателя.

Когда начали вводиться санкции, все владельцы этих бизнес-джетов, я знал несколько человек, кинулись переоформлять все это дело. Кто-то стал срочно продавать свои самолеты, кто-то пытался перерегистрировать их в странах СНГ. Конкретно про этот самолет ничего не могу сказать, но если он летит, и у него останавливается сразу два двигателя, это что-то очень серьезное. Если там будет черный ящик, тогда можно причину определить. Бывает, что на этих самолетах они не стоят».

Источники “Ъ FM” на рынке отмечают, что, по предварительной информации, полет мог проходить с нарушениями: в частности, самолет якобы не был допущен к коммерческим перевозкам. Кроме того, пилоты почти не отдохнули после первого перелета из России. После крушения самолета следователи возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта. Но, скорее всего, проблемы были у конкретного судна, и ждать повсеместных проверок в отрасли не стоит, считает управляющий директор JET24 Павел Захаров:

«Я не жду ужесточения регулирования, потому что, во-первых, те компании бизнес-авиации, которые работают под АОН как эксплуатанты, и так зарегулированы. Все стараются работать в рамках правового поля. Я не жду ужесточения, особенно учитывая общую ситуацию в авиации. Просто то, что одни отдельно взятые исполнители перегнули с творчеством, это будет, скорее всего, иметь последствия применительно к ним конкретно, то есть как минимум будут уголовные дела.

Это проблема не недостатков законодательства или регулятора, а просто эксцесс исполнителя. К сожалению, из-за того, что именно количественно отрасль не так развита по куче других причин — недостаток инфраструктуры, санкционные ограничения — безусловно, приоритеты Росавиации находятся в регулировании, прежде всего, коммерческих перевозок. Периодически правонарушения в этой отрасли случаются, равно как и в любой другой. Но к каждой посадочной площадке и к каждому частному самолету инспектора не приставишь».

Falcon 10 принадлежал российской компании «Атлетик Групп» и частному лицу. В консульстве ТАСС подтвердили, что полет был запланирован как «частная медицинская эвакуация» гражданки России с участием страховой компании.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Даниил Бабкин

Вся лента