За иммиграцию до победного конца
Во Франции прошли демонстрации против нового закона
В воскресенье, 21 января, накануне рассмотрения в Конституционном совете принятого парламентом 19 декабря 2023 года закона об иммиграции его противники вывели во всей Франции на улицы от 75 тыс. (по данным полиции) до 150 тыс. (по словам устроителей) человек. 25 января закон либо вступит в силу, либо будет окончательно отклонен, либо направлен на доработку. Многие в стране, и даже некоторые его сторонники, надеются на второй вариант, считает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Призыв выйти на улицы против закона, созданного «под диктовку распространителей ненависти», был опубликован 10 января левым журналистским сайтом Mediapart и газетой коммунистов L`Humanite, причем среди выступавших против были и мэры таких крупных городов, как Нант и Лилль, где управляют социалисты, или Лион и Гренобль, где главы городской администрации принадлежат к зеленым.
Левые проклинают «идеологическую победу правых экстремистов». Однако борьбу за закон в парламенте они проиграли — в немалой степени благодаря невиданному доселе единодушию, проявленному при голосовании центристами, правыми и даже крайне правыми из парламентской группы Марин Ле Пен. Это был единственный за последние годы важный закон, принятый большинством голосов, а не в срочном порядке с использованием пункта 49.3 французской конституции.
Однако под давлением правых закон вышел настолько жестким, что некоторые его пункты рискуют вступить в противоречие не только с прекраснодушными воззрениями на иммиграцию левых партий, но даже с конституцией страны.
За подобными отклонениями от основного закона и поставлен следить Конституционный совет. Точно так же, как это было во время яростных демонстраций против пенсионной реформы, на него теперь возлагают последнюю надежду протестующие.
С пенсиями совет, состоящий из так называемых мудрецов, не прислушался к улице и закон тогда утвердил. Возможно, история повторится и в этот четверг, 25 января. Но на сей раз парадоксальным образом на ревнителей конституции возлагает надежды не только улица. Приходится слышать мнения обозревателей о том, что многие депутаты, голосовавшие в парламенте «за», не прочь были переиграть партию — кто в сторону ужесточения закона, а кто в сторону его смягчения.
Это важно, например, для правительства и макронистов, которые вынуждены были ради прохождения закона уступить нажиму правых. В результате закон, который мыслился сбалансированным («мы должны быть плохими для плохих и хорошими для хороших», как объяснял его инициатор Жеральд Дарманен) стал равно нетерпимым почти ко всем слоям иммиграции.
Как мы помним, даже многие министры выступили против его статей, считая недопустимым, например, сокращение государственной медицинской помощи, упразднение автоматического «права почвы» или обязательных финансовых гарантий, которых закон требует от иностранных студентов.
До сих пор министр высшего образования Сильви Ретайо считает, что требование от поступающих во французские вузы иностранцев залога, который будет им возвращаться после окончания курсов и отъезда на родину, нанесет ущерб конкурентоспособности страны.
Такого же мнения придерживается и Эмманюэль Макрон, в своем телевизионном выступлении сказавший: «Это не лучшая идея... нам надо продолжать привлекать таланты со всего мира». Отмена или продление обсуждения закона дала бы возможность правительству сдвинуться хоть немного влево.
Это понимают и левые, и правые. В ожидании заседания Конституционного совета стороны пытаются вновь обосновать свои позиции: одни — суровые дополнения в закон, другие — его полное неприятие. В частности, члены правой партии «Республиканцы» (LR), более всех старавшиеся ужесточить закон, уже направили «мудрецам» отработанные юристами обоснования предписанных мер. То же самое сделали и левые.
Вчера на улицах Парижа в рядах демонстрантов (25 тыс., как уверяют организаторы, 16 тыс., согласно полицейским) было не так уж много самих иммигрантов, до этого охотно обличавших «расизм» новых правительственных мер. Коллективы работников из категории sans-papier («беспаспортных») упрекают организаторов и авторов призыва 10 января в том, что «эти французы» не учитывают их интересы. Они предпочтут выйти на улицы в субботу, 3 февраля, а в день решения Конституционного совета 25 января — начать забастовку. «Если бы все иностранцы, находящиеся во Франции на законном или незаконном основании, объявили забастовку хотя бы на один день, все бы поняли, как они важны»,— заявил генеральный секретарь Социалистической партии Оливье Фор.