«Арабские деньги и российские технологии должны встретиться»

Юрий Тамразов — о перспективах взаимоотношений Кубани с Ближним Востоком и Африкой

Конфликт Израиля и Палестины, а также активизация хуситов в Красном море ускоряют глобальную трансформацию мировой торговли. Так считает Юрий Тамразов, зампред комиссии по экономическому сотрудничеству со странами Ближнего Востока и Африки при Торгово-промышленной палате Кубани, председатель НКО «Евразийский диалог». Он допускает, что Краснодарский край может оказаться в центре событий. Эксперт рассказал «Ъ-Кубань» о перспективах экономического сотрудничества Краснодарского края с ближневосточными и африканскими странами.

Фото: предоставлено автором

— Как развивались торговые отношения Краснодарского края с Востоком и Африкой в 2023 году? Что изменилось в сравнении с предшествующим годом?

— Согласно открытым данным Федеральной таможенной службы, в январе—ноябре 2023 года Россия нарастила объем торговли с африканскими и восточными странами. Так, экспорт в Африку год к году вырос на 54,1% (с $12,9 млрд до $19,8 млрд), а импорт — на 7,5% ($3 млрд).

Естественно, в этой статистике учитывается и Кубань. Краснодарский край представляет собой своего рода морские ворота для торговли со странами африканского континента, в первую очередь северной его части. Основным партнером региона здесь традиционно выступает Египет. Благодаря разветвленной системе портов в Средиземном и Красном морях эта страна может принимать большой объем грузов. За счет Египта постоянно растут товарообороты в сельском хозяйстве Краснодарского края. К примеру, эта страна — основной потребитель зерновых.

Что изменилось в 2023 году? Добавились факторы риска. И первый — конфликт Израиля с Палестиной, который в долгосрочной перспективе (если положение дел будет сохраняться), скорее всего, изменит логистику. Уже сейчас судоходство в Красном море практически остановлено, то есть перекрыта одна из главных торговых артерий на планете — маршрут, известный с давних времен, связывающий Индию, Ближний Восток, Африку и Европу.

Краснодарский край представляет собой своего рода морские ворота для торговли со странами африканского континента, в первую очередь северной его части

Напомним, атаки хуситов на танкеры в Красном море начались в ноябре 2023 года. Йеменское движение пообещало атаковать любые суда в Красном море, связанные с Израилем. В начале января Великобритания и США нанесли удары по объектам хуситов в Йемене. В результате конфликта в Красном море число судов-перевозчиков СПГ сократилось на 96%, нефтегазовые компании и экспортеры сжиженного газа сообщили о приостановках перевозок.

Для нас в этом положении дел есть крайне интересный фактор. Самый короткий логистический маршрут на Ближний Восток из России — Новороссийск—Латакия (Сирия). Без учета задержек, связанных с проверками при пересечении проливов, корабль идет семь дней. Это очень быстро. Для сравнения: путь из Новороссийска в иорданские порты может занимать 20–40 дней.

При этом Сирия сама может стать для нас воротами на Восток, так как граничит с Ираком, Иорданией, Ливаном. Рядом находится и Саудовская Аравия. Я полагаю, что Россия будет предпринимать определенные шаги для выстраивания логистических маршрутов с Сирийской Арабской Республикой, а значит отношения с республикой изменятся.

— У России и Сирии уже сложились партнерские и союзнические отношения. Что именно изменится?

— Если раньше Российская Федерация выступала на территории САР в качестве военного гаранта, то сейчас, я думаю, Россия будет наращивать и экономическое сотрудничество с этой страной. И определенные шаги уже делаются. Так, в октябре 2023 года правительства России и Сирии подписали соглашение о расширении торгово-экономического сотрудничества двух стран. Встреча, на которой обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, включая энергетику, промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и другие, была организована Минэкономразвития России. Думаю, что в 2024 году это направление будет только развиваться. На Кубани актуальность этой темы осознают. НКО «Евразийский диалог» выстраиванием транспортного коридора между Новороссийском и Латакией занимается уже не первый год.

— Если я правильно понимаю, развитие этого транспортного коридора снизило бы логистические затраты компаний, и, по сути, выгодно всем сторонам торговых отношений. Что же тогда мешает?

— Санкции. В Сирии «Свифт» не работает, соответственно, выгоднее всего наличная оплата, так как конвертация через третью валюту приводит к значительным финансовым потерям. В ноябре СМИ сообщали, что Банк России будет работать над интеграцией Системы быстрых платежей с аналогичным сервисом в Объединенных Арабских Эмиратах, а также интеграцией расчетов в цифровых валютах. Вот такую же интеграцию нужно проводить и в Сирии. Кроме того, портовая система республики находится под санкциями, возникают сложности при прохождении кораблей через турецкие проливы. Эти и многие другие вопросы только предстоит решить.

— Но вы считаете это возможным?

— Да, я думаю, что эти вопросы уже в процессе решения. Мы с вами живем в период глобальных, я бы даже сказал, тотальных перемен. Находясь внутри процесса, мы даже осознать это в полной мере не можем. Старый мир с англосаксонским доминированием в культурной, финансовой, научной областях уходит. А мы с вами год назад говорили, как российский бизнес 30 лет назад переформатировался под европейские и американские стандарты. Теперь его ждут новые модуляции. Думаю, в 2024 году смена политических элит будет еще более очевидна. Скажем, Саудовская Аравия для нас вовсе не традиционный союзник.

Плюс мы живем на острие научно-технического прогресса. Я боюсь себе представить, что будет, когда нейросети выйдут в пятое-шестое поколение. Сейчас целые системы выстроены вокруг того, что два человека не понимают языка друг друга. Когда заработают технологии, осуществляющие перевод с одного языка на другой в режиме реального времени, границы исчезнут, что может до неузнаваемости изменить международные отношения.

В странах Ближнего Востока и Азии есть запрос на научно-техническое и образовательное взаимодействие с нашей страной

— Согласно открытым данным Федеральной таможенной службы, в январе—ноябре 2023 года экспорт в Азию увеличился на 7,7% (с $251,1 до $276,1), а импорт почти на треть — на 32,1% (с $128,7 до $169,9). Учитывая, что экспорт товаров Российской Федерации за этот период составил $385,9 млрд руб., а импорт $259 млрд, очевидно, что на Азию приходится 70% торговых отношений России. Взаимоотношения с Ближним Востоком, в частности Краснодарского края, демонстрируют такую же динамику?

— Думаю, в этой статистике главный рост пришелся на взаимоотношения с Китаем, а не с арабскими странами. Те цифры, которые мне доступны за январь—сентябрь 2023 года, говорят о том, что торговые обороты между Краснодарским краем и Ближним Востоком в сравнении с 2022 годом значительного роста не показали.

Между тем я вижу здесь два очень перспективных направления. Во-первых, в прошлом году наблюдался всплеск спроса у наших ближневосточных и африканских партнеров на подсолнечное масло, а также зерновые и зернобобовые.

Во-вторых, в странах Ближнего Востока и Азии есть запрос на научно-техническое и образовательное взаимодействие с нашей страной. В связи с этим на Кубани, кроме НКО «Евразийский диалог» и комиссии по экономическому сотрудничеству со странами Ближнего Востока и Африки при ТПП Краснодарского края, на базе Кубанского государственного университета в прошлом году создали научно-практический, образовательный центр сотрудничества со странами Ближнего Востока и Африки «Южная стратегия».

В мае Кубанский госуниверситет подписал договор о сотрудничестве с одной из школ в Саудовской Аравии, где открыли русский класс. Это очень важное событие. Знание языка партнеров всегда способствует деловой активности. Диалог продолжился в декабре — на переговорах между ректором КубГУ Михаилом Астаповым и президентом Университета короля Фейсала доктором Мохамедом Абдулазиз Алохали (Королевство Саудовская Аравия). Обсуждали возможности изучения арабского языка в КубГУ и русского языка в Университете короля Фейсала для лучшего понимания культуры двух стран.

Более того, королевство выразило готовность рассмотреть возможность введения русского языка уже не как факультативного, а как рабочего, когда на русском будут преподавать, к примеру, физику, математику.

В июле на полях саммита «Россия—Африка» Кубанский государственный университет подписал соглашения о сотрудничестве с двумя вузами Республики Мали — Университетом юридических и политических наук Бамако и Университетом литературы и гуманитарных наук Бамако, а в сентябре — договор с крупнейшим вузом Сирии — Дамасским университетом. Все это очень важно для развития деловых отношений между Краснодарским краем и африканскими и восточными странами.

— Как связаны научно-образовательные отношения и бизнес?

— В последние лет 10 арабские страны активно инвестируют в свое развитие, в первую очередь я говорю о странах аравийского полуострова, в частности Саудовской Аравии. Торговля — неотъемлемая часть культурного кода восточного человека. Эти люди очень практичны. С позиции полезности оценивают и научно-образовательные отношения, которые в их понимании являются первым шагом на пути к практике. В частности, их интересуют промышленные технологии. Они рассматривают возможность создания совместных с кубанским бизнесом предприятий. Здесь должны встречаться российские технологии и арабские деньги.

— О каких технологиях идет речь?

— Самых разных. Например, у арабов очень востребованы медицинские инновации, фармацевтика, расходные материалы. Надо понимать, что в арабском мире каких-то таких очень передовых промышленных технологий нет. И здесь всегда интеллектуальным инвестором будет выступать российская сторона.

Сейчас успешно реализуется проект, связанный с разработкой инновационных лакокрасочных покрытий. Поясню: есть покрытия, которые позволяют поглощать солнечный свет в более значительном, нежели традиционное покрытие проценте, в связи с чем окрашенная поверхность нагревается не так сильно.

Нашим восточным коллегам интересны технологии, связанные с геологоразведкой и добычей полезных ископаемых. К примеру, скроллинг, говоря простым языком, интерфейсы, позволяющие в реальном времени анализировать объекты, находящиеся под землей, и т. п.

Но прежде всего это, конечно же, сельское хозяйство. Мало того, что мы один из самых развитых аграрных регионов России, а на Востоке и в Африке очень нуждаются в наших продуктах, мы еще и морские ворота в эти страны. Востребованы инновационные формулы удобрений, технологии опреснения водных ресурсов.

Рекомендую обратить внимание на наукоемкие технологии в сфере логистики. Скажем, трекинговые системы. Востребовано все, что связано с контейнерными перевозками, вплоть до мелочей, к примеру, технологии, помогающие снизить пожароопасность.

Большим потенциалом для развития обладает туристическая сфера. Арабскому миру, как и африканскому, интересна Россия, они любят открывать для себя нашу страну.

Беседовала Маргарита Синкевич


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента