Бизнес скорее жив
В 2023 году в Удмуртии новых компаний появилось больше, чем закрылось
В Удмуртии по итогам 2023 года открывшихся коммерческих организаций оказалось больше, чем прекративших существование. В 2022 году было наоборот. Аналитику «смертности бизнеса» представили специалисты FinExpertiza. Положительная динамика обусловлена освобождением прежде занятых ниш, говорят эксперты. Удмуртские предприниматели исследуют новые рынки, а санкции как создают возможности, так и становятся препятствием для развития бизнеса.
По данным FinExpertiza, в Удмуртии в 2023 году открылось на 109 больше коммерческих предприятий, чем закрылось — 2,2 тыс. против 1,9 тыс. В 2022 году тенденция была иной: число прекративших существование организаций было больше на 725, чем недавно зарегистрированных. В абсолютных цифрах в 2022 году открывшихся и закрывшихся предприятий было больше, соответственно 2,4 тыс. и 3,1 тыс.
Среди регионов ПФО число открывшихся предприятий превалирует над закрывшимися, помимо Удмуртии, только в Мордовии (487 против 405). Выше всего «смертность бизнеса» наблюдается в Самарской области и Татарстане, где разница в пользу ликвидированных организаций соответственно 6 тыс. и 3 тыс.
По данным УФНС по Удмуртии на 10 января 2024 года, всего зарегистрировано 62,9 тыс. предприятий. Это на 8,5% больше, чем на ту же дату 2023 года. Юрлиц стало меньше на 2% — 22,9 тыс., но число ИП выросло на 14,5%, до 34,6 тыс.
Андрей Орлов, представитель Дома российско-китайской дружбы, исполнительный директор удмуртского отделения «Опоры России» рассказал, что сейчас благоприятная обстановка для развития бизнеса. Ниши освобождаются, появляются новые перспективы, в том числе бизнес сейчас будет работать комфортно в связи с продолжением моратория на проверки. Перспективна, по его мнению, работа с азиатскими рынками, так как становится больше поставок по автомобильной тематике и автозапчастям. «Сейчас наиболее актуальные сферы бизнеса — открытие пункта выдачи заказов, запчасти и комплектующие для автомобилей. Неплохо открываются небольшие пекарни и торговля, не смотря на то что были закрыты несколько торговых центров»,— объяснил эксперт.
Подавляющее большинство коммерческих организаций в 2022 году закрылись из-за пандемии, считает господин Орлов.
«После коронавируса многие организации не смогли перепрофилироваться и закрылись. Компании, которые смотрят на перспективу, могут оперативно перепрофилироваться и удержаться на рынке, остальные быстро закрываются. Как правило, такие компании запускаются на волне, когда появляется какая-то определенная потребность у общества, которая так же быстро пропадает»,— заявил эксперт.
По мнению Виктора Любимова из Лиги развития общественных объединений предпринимательства Удмуртии, бизнес стало вести немного сложнее из-за ситуации в мире: «Сказался нарастающий эффект от санкций 2022 года. Постепенно санкции усиливались, давили на малый и средний бизнес. Возникли проблемы с поставкой комплектующих, многие опустили руки. Этот эффект будет наблюдаться и в будущем». Эксперт считает, сейчас перспективны проекты, направленные на импортозамещение, а санкции открыли большие возможности для отечественного промышленного производства.
Ситуацию с закрытием бизнеса и отрицательной динамикой 2022 года эксперт связывает с повышением кадастровой стоимости на недвижимость, что привело к увеличению расходов на налог на имущество. «Множество помещений лишились своих арендаторов и пустуют. Из-за повышения налога многим стало невыгодно содержать помещение. Проще его продать и с ним распрощаться. Для малых предприятий, которые были на упрощенной системе налогообложения, было освобождение от налога на недвижимость. Эту льготу отменили и все попали в ситуацию, когда им пришлось полностью платить налог, а нужно еще и помещение обслуживать»,— рассказал господин Любимов.