Диско-старт
Умер Фрэнк Фариан
В США умер немецкий музыкант и продюсер Фрэнк Фариан — отец европейского диско. Создателю группы Boney M и других популярных коллективов 1970–1990-х было 82 года.
Фрэнк Фариан, урожденный Франц Ройтер, был ровесником битлов и, естественно, в подростковом возрасте не избежал увлечения рок-н-роллом, тем более что жил он в ФРГ, в Кирне. В стране, где был расквартирован американский военный контингент, модных шлягеров в радиоэфире было хоть отбавляй — и их-то юный Ройтер (псевдоним Фрэнк Фариан появился у него только в 1960-е), хотевший пойти в повара, слушал, учась стряпать.
В итоге он получил диплом шеф-повара, а заодно научился играть на гитаре.
Его первая группа Frankie Farian und die Schatten исполняла самую прямолинейную версию рок-н-ролла и даже выступала в тех же немецких клубах, что и ливерпульская четверка несколькими годами ранее. Однако за экспериментами The Beatles им было не угнаться, и Фариан выбрал путь поп-певца с прицелом на телевизионные шоу. На протяжении 12 лет тесные деловые узы связывали его со студией Hansa — Меккой немецкой поп-музыки. И в середине 1970-х продюсер Фариан окончательно поборол Фариана-певца.
Первым громким проектом, за звук которого отвечал Фрэнк Фариан, была группа Gilla, вокалисткой в которой работала Гизела Вюхингер. Очарованный голосом Вюхингер, Фариан решил взяться за ее карьеру, для чего привлек всю мощь Hansa. Одним из первых синглов был диско-хит всех времен «Lady Marmalade», в котором изменили текст. Оригинал исполнялся от имени девушки с пониженной социальной ответственностью, а вот Гизела пела как бы о том, как она любит брать в кровать своего плюшевого мишку. Пиарщики компании сделали акцент на двусмысленности текста, в итоге песню запретили на нескольких радиостанциях, что, естественно, привлекло к ней еще больший интерес.
Следующим хитом Gilla стала песня «Johnny», в создании которой принял участие итальянский композитор Тото Кутуньо. Пожалуй, «Johnny» — самая известная песня Gilla, а еще это был первый мировой шлягер «L`italiano», после которого его карьера стремительно пошла в гору. Фактически именно в этот период, в 1975–1977 годах, сформировался итало-немецкий диско-кулак, в который также входили Джорджо Мородер, запустивший на орбиту Донну Саммер, и создатель группы Dschinghis Khan Ральф Зигель. Именно они создали европейское диско в том виде, в каком его полюбили, а главное, почти полностью разрешили в СССР. В США ситуация была другая. Известно, что лейблы платили взятки местным радиостанциям, чтобы они не ставили в эфир европейские группы и поддерживали таким образом локальных артистов.
Американское диско родилось в подпольных гей-клубах, в среде темнокожих диджеев и танцоров. Итальянские и немецкие продюсеры привели его к более коммерческому саунду и придумали образы для солистов, которых, несмотря на цвет кожи, с Америкой почти ничего не связывало. А еще зачастую эти солисты не пели, а всего лишь открывали рот под фонограмму.
Свою главную группу Boney M Фрэнк Фариан собрал из иммигрантов, переехавших в Германию и Англию из стран Карибского бассейна. Но для первого сингла Boney M «Baby Do You Wanna Bump» все вокальные партии, как женские, так и мужские, записал сам продюсер, использовавший в качестве основы песни ямайскую песню «Al Capone».
Таким образом, он сформулировал один из негласных принципов поп-музыки 1970–1980-х: вся музыка создается одним человеком в студии, а кто там кривляется на сцене — дело второстепенное.
Формируя стиль Boney M, Фариан много работал с разнообразными карибскими стилями, однако основой саунда стали четкие прямые ударные и типичные для диско скрипки.
В золотом составе Boney M основные женские вокальные партии исполняла ямайская певица Лиз Митчелл, а второй по значимости персонаж шоу, танцор Бобби Фаррелл, на концертах чаще всего использовал заранее записанный голос Фариана. В сочетании с голосом Фрэнка Фариана харизма Фаррелла олицетворяла саму суть европейского диско.
Boney M были самой известной диско-группой в СССР. Причины — отсутствие запрета на издание их музыки, десять концертов в Москве в 1978 году с сопутствующей телетрансляцией и наличие в репертуаре песни «Rasputin», которую считают самой известной песней Фрэнка Фариана.
В целом же в рамках проекта Boney M Фариан полностью раскрылся как сонграйтер, написав без преувеличения десятки накрепко цепляющих шлягеров. При этом, аранжируя уже существующие мелодии, такие как «Sunny» Бобби Хебба или «Kalimba de Luna» Тони Эспозито, Фариан становился полноценным соавтором, благодаря которому песня получала второе дыхание.
Примерно те же принципы Фрэнк Фариан применил и в работе с британской группой Eruption, правда в этом случае все внимание публики было сосредоточено на солистке — Прешес Уилсон. В 1980-е Фариан добавил к списку своих побед помпезную кавер-версию песни Led Zeppelin «Stairway To Heaven», которая в трактовке его группы Far Corporation потеряла всю магию, но все же добралась до восьмого места в чартах на родине оригинала. В конце 1980-х—начале 1990-х имя Фрэнка Фариана чаще всего звучало в контексте скандала вокруг фонограммного дуэта Milli Vanilli, получившего Grammy (подробнее см. в “Ъ” от 8 ноября 2023 года). В 1990-е новые хиты неугомонного немца снова разрывали танцполы — в исполнении проектов La Bouche и No Mercy, следовавших новым дискотечным веяниям, но сохранивших студийное ДНК лучших песен Фариана.
Он не представлял себе, что такое «сойти с дистанции». В год его 80-летия «Rasputin» стал хитом TikTok, а число проданных физических носителей с записями его проектов приблизилось к 900 млн. Его мечтой был миллиард, однако ей не суждено было реализоваться. Он умер в своем доме в Майами, предположительно, из-за болезни сердца, по поводу которой его оперировали в 2022 году.