«Единственная недвижимость конфискована быть не может»

Адвокат Анастасия Усенко об изъятии имущества за распространение фейков о ВС РФ

В Госдуму РФ внесен законопроект, согласно которому предусматривается конфискация имущества, использованного для распространения фейков о действиях российских вооруженных сил и призывов к деятельности против безопасности государства, если эти преступления были совершены в корыстных целях. О правоприменительной практике в части конфискации имущества, а также о перечне имущества, которое может быть изъято у осужденного, рассказала «Ъ-Кубань» адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Анастасия Усенко.

Анастасия Усенко

Фото: предоставлено автором

«Такие преступления, как распространение фейков о вооруженных силах РФ в ходе специальной военной операции, совершаются с самого начала проведения СВО и по сегодняшний день. При этом граждане не опасаются последствий. Как правило, совершают их из корыстных целей — за денежное вознаграждение. Полагаю, что именно этим обстоятельством и вызвана инициатива законодателей — помимо основного наказания при совершении указанных преступлений еще и конфисковывать имущество.

Корыстность целей в данном случае доказывается органами предварительного следствия. Получение вознаграждения должно быть подтверждено в ходе расследования, проведения оперативно-разыскных мероприятий. При этом недвижимость, которая является единственным жильем, конфискована быть не может.

С 2003 года конфискация имущества перестала быть наказанием, а стала мерой уголовно-правовой ответственности. Правоприменительная практика до 2017 года была неоднозначной. Но в последнее время судами она активно используется. Отмечу, что по уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности конфискации подлежит любое имущество, которое принадлежит обвиняемому и является орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления.

К такому имуществу могут, например, относиться мобильные телефоны, персональные компьютеры, иные электронные средства связи и коммуникации, которые использовались фигурантом дела для размещения в СМИ, соцсетях или информационно-телекоммуникационных сетях материалов, содержащих публичное оправдание терроризма и призывы к террористической деятельности или непосредственной подготовки к ней.

При этом деньги и ценности, предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или организованной группы, подлежат конфискации вне зависимости от их принадлежности.

Конфискация имущества также применяется, например, при даче взятки или коммерческом подкупе. Имущество, переданное в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, не может быть возвращено взяткодателю или лицу, совершившему коммерческий подкуп. В том числе в тех случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности.

Основная задача конфискации имущества — возмещение вреда потерпевшему. При совершении преступлений, связанных с распространением фейков о действиях российской армии, потерпевшей стороной будет считаться государство. Конфискованное имущество будет обращено в его пользу. Соответственно, денежные средства, вырученные от его реализации, могут пойти на поддержку бойцов СВО и членов их семей».


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента