Тайвань фиксирует прибыли и убыли
Тайбэй заручается поддержкой США, но уступает Китаю дипломатических союзников
Делегация Конгресса США прибыла в среду на Тайвань с первой официальной поездкой после недавних выборов на острове, по итогам которых кресло главы островной администрации третий раз подряд досталось представителю Демократической прогрессивной партии (ДПП), выступающей за независимость от Китая. При этом в Вашингтоне пообещали, что визиты конгрессменов в Тайбэй в знак поддержки острова за приверженность демократии будут продолжены. Между тем параллельно с лестным для Тайваня вниманием американцев в последнее время вокруг острова происходят и весьма неприятные для него события. В тот самый день, когда в Тайбэе приветствовали делегацию США, Китай сообщил об установлении дипотношений с Науру — крошечным тихоокеанским государством, которое до недавнего времени входило в немногочисленную группу союзников Тайваня. И не исключено, что история с признанием материковой части Китая и отказом от признания суверенитета его островной части на этом не закончится.
В знак солидарности
Строго говоря, самая первая американская делегация побывала на Тайване еще 14 января, уже на следующий день после выборов на острове, по итогам которых новым главой тайваньской администрации стал Уильям Лай — соратник уходящего лидера Цай Инвэнь и ее однопартиец по ДПП, которую Пекин традиционно винил в стремлении к формальной независимости. Но тогда в США всячески подчеркивали, что визит неофициальный, и это отчасти подтверждал и невысокий статус визитеров. В Тайбэй тогда прилетели бывший замглавы Госдепа Джеймс Штейнберг и экс-советник по нацбезопасности Стивен Хэдли. Правда, политики из прошлого не преминули дать острову надежду на будущее, отметив, что обещания Вашингтона Тайваню «тверды как скала».
На этой неделе в Тайбэй прибыли действующие американские политики — сопредседатели протайваньской группы в Конгрессе демократ Ами Бера и республиканец Марио Диас-Баларт.
«Цель визита — подтвердить поддержку США Тайваню после успешных демократических выборов, выразить солидарность в их общей приверженности демократическим ценностям и изучить возможности для дальнейшего укрепления прочных экономических и оборонных отношений между Соединенными Штатами и Тайванем»,— отметил офис господина Беры в заявлении, анонсируя поездку.
Нынешний визит открывает целую череду посещений Тайваня американскими конгрессменами. Как заявил недавно спикер Палаты представителей Майк Джонсон, он намерен просить республиканских председателей нескольких комитетов съездить на остров, «чтобы подчеркнуть постоянную приверженность Конгресса безопасности и демократии». Благо нынешней весной помимо намеченной на май инаугурации Уильяма Лая у Тайбэя и Вашингтона будет еще один прекрасный повод, к которому можно приурочить новые визиты,— 45-летие подписания Штатами Закона об отношениях с Тайванем.
Как известно, Китай всегда взирал на любое взаимодействие американских чиновников с властями на Тайване с крайним неодобрением.
Пекин «решительно выступает против того, чтобы США имели какие-либо официальные контакты с Тайванем и вмешивались в его дела любым способом и под любым предлогом»,— напомнило на днях китайское посольство в Вашингтоне.
При этом за неуместные, по мнению Пекина, связи с американцами наказывали преимущественно островные власти. Как раз в этот вторник Министерство коммерции Китая заявило о планах изучить меры по отмене преференциальных тарифов на десятки тайваньских сельскохозяйственных и рыбных продуктов, а также на текстиль, товары машиностроения и автопромышленности, назвав это «законными мерами против неправильной практики и политических манипуляций со стороны властей ДПП».
Маленькие гиганты большой политики
Между тем вскоре после выборов на Тайване произошло событие, которое наверняка с лихвой компенсировало неудовольствие Пекина от победы представителя ДПП и активизации связей между США и администрацией в Тайбэе. 15 января власти небольшого тихоокеанского государства Науру объявили о разрыве дипломатических отношений с Тайванем, а 24 января МИД КНР сообщил, что Науру возобновило дипотношения с Китаем.
Эта крошечная страна стала уже десятым по счету союзником, которого Тайбэй лишился с момента прихода к власти Цай Инвэнь в 2016 году.
Сейчас над Тайванем нависла угроза потерять еще одну из 12 оставшихся верными Тайваню стран — тихоокеанское государство Тувалу.
Переполох возник с подачи посла этой страны на Тайване Бикенибеу Пэниу, который рассказал на днях изданию Weekend Australian следующее: «источники из Тувалу» дали ему понять, что страна может последовать примеру Науру и перенаправить свое дипломатическое признание на Пекин сразу после выборов 26 января.
После этого заявления из Тувалу стали одно за другим поступать заверения официальных лиц в нерушимости крепких уз с Тайбэем и в том, что заявление посла не отражает официальной позиции острова. Но уже 24 января министр финансов этой страны Севе Паениу сделал заявление, подтверждающее, что дыма без огня не бывает.
«Тайваньско-китайский вопрос остается спорным для любого правительства, особенно после всеобщих выборов. Несомненно, он снова будет фигурировать в дебатах после выборов, и новое правительство должно будет занять по нему определенную позицию»,— заявил министр агентству Reuters, тем самым дав понять, что перемещение признания с Тайбэя на Пекин не исключено.
Конкуренция чековых книжек
Раньше, теряя очередного союзника, Тайвань традиционно винил материк в агрессивной «дипломатии чековой книжки» — то есть в подкупе небогатых государств ради смены дипломатического признания.
В случае с Тувалу, например, поведал все тот же посол этой страны на Тайване, страну, которой грозит потенциальное затопление из-за повышения уровня моря, пытались в прошлом завлечь помощью в проекте по созданию искусственного острова стоимостью $400 млн. Это предложение Пекина было отвергнуто, однако в преддверии грядущих выборов китайцы якобы предприняли повторную попытку соблазнить Тувалу этой идеей.
Справедливости ради стоит отметить, что и сам Тайбэй получал признание не просто по дружбе, а в обмен на многомиллионные инвестиции (исключением в этом смысле стал разве что Ватикан).
Тот факт, что признание продается и покупается, абсолютно открыто подтвердил в марте 2023 года тогдашний президент Микронезии Дэвид Пануэло, прославившийся своей антикитайской позицией. Незадолго до ухода с поста президента он предложил разорвать дипотношения с КНР в пользу Тайваня, признав, что обсуждал этот вопрос с главой тайваньского МИДа Джозефом У, «чтобы выяснить у Тайваня, как могла бы выглядеть их потенциальная помощь Микронезии» в таком случае. И даже не постеснялся обозначить практически согласованную с Тайбэем цену вопроса — $50 млн плюс ежегодный «пакет помощи» в размере $15 млн.
Между тем шумиха вокруг Тувалу, разумеется, не осталась незамеченной на материке. На этой неделе главный внешнеполитический рупор властей Китая газета Global Times опубликовала статью с выводами экспертов о том, что «принятие принципа одного Китая является общей тенденцией времени и неизбежным выбором международного сообщества». ДПП все больше полагается на усилия США и Австралии, чтобы сохранить свои дипломатические связи, но подавляющее большинство немногочисленных союзников Тайваня все чаще признают свои истинные национальные интересы, что делает тенденцию разрыва связей с островом «неостановимой», заявил изданию, в частности, замдиректора Центра американских исследований Фуданьского университета Синь Цян.