Лайнеры перелетают между компаниями

Авиаперевозчик «Ямал» вернул ГТЛК три самолета Airbus A321

Авиакомпания «Уральские авиалинии» рассматривает возможность взять в лизинг три борта Airbus A321, которые ранее были в лизинге у авиакомпании «Ямал». Государственная транспортная лизинговая компания заявила, что «Ямал» вернул самолеты, а воздушные суда планируют ремаркетировать. По мнению экспертов, «Ямал» не смог договориться с ГТЛК по цене за лизинг, и сокращение флота может сказаться на чартерных и регулярных полетах компании.

«Уральские авиалинии» хотят взять самолеты в операционный лизинг

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Авиакомпания «Ямал» вернула три самолета Airbus A321 «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК). Как рассказали «Ъ-Урал» в пресс-службе лизинговой компании, воздушные суда были возвращены в соответствии «с ранее достигнутыми договоренностями».

Как раннее сообщал «Ъ», лизингодатель планировал пересмотр контрактов с рядом авиакомпаний. В августе Росавиация собирала совещание с представителями «Ямала». Тогда туроператор «TEZ TOUR» заявлял, что ямальская авиакомпания прекращает выполнение перевозок туристов между Москвой и Антальей с сентября 2023 года. Представители авиакомпания объясняли, что в связи с возвратом трех воздушных судов лизингодателю АО «ГТЛК» продолжение выполнения этой полетной программы после 1 сентября невозможно. Тогда была достигнута договоренность о временном продлении договорных отношений между лизингодателем и авиакомпанией на прежних условиях до конца октября 2023 года для завершения полетной программы.

«В настоящий момент ГТЛК ведет переговоры с интересантами по ремаркетированию этих воздушных судов»,— рассказали «Ъ-Урал» в пресс-службе ГТЛК. Ранее сообщалось, что самолеты «Ямала» могут перейти в парк S7. Но по данным СМИ, на суда претендуют «Уральские авиалинии». В пресс-службе авиаперевозчика «Ъ-Урал» подтвердили, что рассматривают этот вариант. «Мы находимся в контакте по данному вопросу с представителями АК “Ямал”. Однако окончательное решение зависит от многих факторов»,— прокомментировали в компании.

Как считает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров, авиакомпания «Ямал» не смогла договориться с ГТЛК по цене за лизинг самолетов: «После изменения курса рубля в 2023 году ГТЛК пересмотрела лизинговые ставки и платежи, которые она получает за лизинг самолетов». По словам эксперта, возврат самолетов ГТЛК станет «заметной потерей» для «Ямала». «А321 самые большие самолеты в партии компании. Три А321 могут приносить доходы и выручки сопоставимой с 15 Superjet 100, которые в два раза меньше перевозят пассажиров и летают в два раза ближе»,— отметил господин Гусаров. В то же время эксперт заверил, что возвращение самолетов ГТЛК не является «критической потерей» в целом для авиарынка ЯНАО.

«Людей надо перевозить. Если “Ямал” уменьшит свои объемы, значит прибавит другой. Свято место пусто не бывает»,— пояснил он. Господин Гусаров отметил, что «Уральские авиалинии» летают на «пределе своих возможностей» и нуждаются в самолетах, которые отсутствуют на рынке.

«Возможность “Ямала” по выполнению чартерных и регулярных полетов несколько сократится, ничего драматического нет»,— считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он добавил, что авиакомпания сохраняет доставочный флот для обслуживания жителей ЯНАО, а чартерные туристические перевозки «не являются приоритетом номер один». «Самолеты, которые остались в парке, компания сможет экономически эффективно эксплуатировать»,— заверил он.

Господин Пантелеев отметил, что «Уральские авиалинии» успешно реализуют программу полетов внутри России, странах Средней Азии и способны «переварить» небольшое увеличение парка. «В ближайшее время возможности расширить и обновить парк не очевидны из-за санкций. До момента, когда компания сможет получить новые российские самолеты, ей надо сохранять парк на крыле»,— пояснил эксперт.

Отметим, что 24 января ямальская авиакомпания открыла самый большой на Урале ангарный комплекс, где будет проводить техническое обслуживание не только своих самолетов, но и компаний-партнеров. В «Ямале» заявили, что рассматривают самолетный ангар как бизнес-направление.

«Учитывая планы по развитию авиационной промышленности России, ангарный комплекс позволит решить задачи по технической поддержке и надежной эксплуатации отечественных воздушных судов нового поколения Суперджет 100 и MC-21»,— говорится в сообщении компании.

Олег Пантелеев считает, что открытие ангарного комплекса говорит о желании компании сохранить в парке имеющиеся самолеты и экономической целесообразности выполнения большей части операций самостоятельно. В то же время, эксперт усомнился, что ввод ангарного комплекса позволит справиться с санкциями западных стран. «Когда нужно ремонтировать двигатель, с высокой степени вероятности нужно обращаться к зарубежному поставщику услуг. Если нужно выполнить очередную форму технического обслуживания, это можно сделать и в России»,— резюмировал он.

Мария Игнатова, Василий Алексеев

Вся лента