США ищут подходы к хуситам
Администрация Джо Байдена хотела бы более активного участия Пекина в урегулировании кризиса
США пытаются привлечь Китай к урегулированию ситуации в Красном море и Аденском заливе, где йеменские хуситы продолжают атаковать иностранные суда. Как пишет газета Financial Times, Вашингтон попросил Пекин «повлиять» на Иран — главного покровителя и спонсора хуситов. Ранее МИД КНР призывал «остановить нападения» на суда. Однако делать что-то больше этого Пекин, похоже, сейчас не готов.
Друг моего врага
Советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан и его заместитель Джон Файнер в этом месяце встречались с Лю Цзяньчао, главой отдела международных связей ЦК КПК. Американские чиновники, в частности, попросили КНР оказать давление на Иран, с тем чтобы положить конец атакам хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе. Об этом со ссылкой на свои источники в Белом доме сообщает газета Financial Times (FT).
По данным издания, госсекретарь США Энтони Блинкен также поднимал вопрос обеспечения безопасности судоходства на встречах с китайскими коллегами. В частности, дипломат просил Пекин выступить посредником и передать Ирану предупреждение, чтобы тот «не усиливал напряженность на Ближнем Востоке» после начала войны в Газе.
С середины ноября йеменское движение «Ансар Аллах» (хуситы) совершило как минимум 33 нападения на торговые суда, следующие транзитом через Красное море. В ответ США и еще 12 стран начали операцию «Страж процветания» для защиты судоходства в акватории.
Через Баб-эль-Мандебский пролив проходит 15% мировой торговли — суда следуют из Индийского океана в Красное море и через Суэцкий канал в Средиземное и дальше, в порты Европы и Америки. Однако из-за атак хуситов логистические компании меняют маршруты — вместо Суэцкого канала суда идут в обход Африки. По оценке МВФ, объем транзита через Суэцкий канал снизился примерно на 37% по сравнению с прошлогодними показателями. При этом объем трафика через мыс Доброй Надежды вырос примерно на 54%.
США пытаются противодействовать хуситам, нанося ракетные и авиаудары по площадкам для запуска беспилотников и шахтам для запуска ракет. 23 января США и Великобритания нанесли очередной удар по позициям движения. Однако, как 18 января признал президент Джо Байден, американцам пока так и не удалось серьезно снизить военный потенциал хуситов.
Китаю неинтересно
Видя, что военные удары не помогают убедить хуситов отказаться от нападений на суда, США решили обратиться к Китаю. Как отмечает FT, в Вашингтоне убеждены, что Пекин имеет большее влияние на Тегеран, нежели кто-либо еще из региональных партнеров Исламской Республики.
Именно КНР в феврале 2023 года помогла заключить мир между Ираном и Саудовской Аравией. До этого, в марте 2021-го, Иран и Китай подписали соглашение о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве» на 25 лет. КНР с 2013 года остается самым важным торговым партнером Исламской Республики (для Пекина же Иран — всего лишь на 50-м месте).
Торговля с КНР приобрела для Ирана «экзистенциальное значение» в 2018 году, когда США вышли из ядерной сделки и запретили закупку иранской нефти. КНР не стала следовать санкциям и продолжила закупать сырье у Исламской Республики — это и удержало иранскую экономику на плаву. Более того, в 2023 году Китай резко нарастил закупки нефти у Ирана: в первые десять месяцев КНР закупала в среднем 1 млн баррелей иранской нефти в сутки. Это на 60% выше, чем в досанкционном 2017 году.
Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете нацбезопасности США Джон Кирби 23 января заявил: Вашингтон «приветствует конструктивную роль Китая, который может использовать свое влияние и доступ, чтобы помочь остановить поток оружия и боеприпасов хуситам». Господин Кирби имел в виду иранские поставки вооружений в Йемен — Исламская Республика считается главным спонсором «Ансар Аллах». Впрочем, глава МИД Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан в интервью ABC отверг обвинения в поставках оружия, назвав заявления американцев «спекуляцией».
Китай, как отмечают собеседники FT, пока никак не отреагировал на просьбы Вашингтона. Дело ограничилось лишь сдержанным заявлением, прозвучавшим 19 января. «Мы призываем прекратить преследование гражданских судов, чтобы поддерживать плавный поток глобальных цепочек производства»,— заявила официальный представитель МИДа Мао Нин. При этом дипломат не стала прямо обвинять в атаках хуситов.
Как пишет FT, вероятность того, что Китай послушает Вашингтон и окажет какое-либо давление на Иран, крайне мала. Главная причина — Пекин не видит для себя проблем или угроз. Хуситы еще в октябре заявили, что будут нападать лишь на суда, связанные с Израилем. В середине декабря — после того как США и их союзники начали операцию по защите судоходства в Красном море — они уточнили, что корабли стран коалиции также будут считаться законными целями. При этом 19 января высокопоставленный представитель хуситов Мохаммед аль-Бухайти пообещал безопасный проход через Красное море для российских и китайских судов.
Как пишет агентство Bloomberg, коммерческие суда, следующие через Красное море, начали пользоваться этим и выдают себя за китайские — даже если каких-либо связей с КНР нет. По данным агентства, с начала января по меньшей мере пять судов, идущих через акваторию, подавали сигналы, означающие: «Весь экипаж — китайцы». Кроме того, капитаны судов указывали пунктом назначения порты в Китае — конечная точка вводится вручную и затем отображается на глобальных сайтах для отслеживания морского трафика.
Рабочая тактика
Впрочем, даже если Китай прислушается к призывам США и окажет влияние на Тегеран, то большой вопрос, сможет ли Иран как-либо повлиять на «Ансар Аллах».
Союз хуситов с Ираном завязался в 1990-е годы на базе общих религиозных убеждений (йеменцы — шииты-зейдиты, иранцы — в основном шииты-двунадесятники), а также на основе общей идеологической оппозиции Саудовской Аравии и США.
Все военное крыло йеменского движения обучалось в Иране. Так, аэрокосмические силы хуситов возглавляет командир Ахмед Али Ахсан аль-Хамзи, который получил военную подготовку в Иране. Во главе военно-морских сил стоит Мансур аль-Саади, который также обучался в Исламской Республике.
Однако, несмотря на глубокую поддержку со стороны Ирана, хуситы сохраняют определенный уровень автономии, особенно когда дело касается внутренней йеменской политики. Аналогично Тегеран ведет себя в отношении «Хезболлы», не влияя на внутренние решения в Ливане, оставляя это в ведении генсека движения Хасана Насраллы.
Кроме того, Тегеран пока не видит для себя причин останавливать атаки боевиков йеменского движения, поскольку их тактика, как показывает практика, оказалась на удивление действенной. Направленные против Израиля (как заявляют сами хуситы) атаки и правда затронули экономику еврейского государства: порт Эйлата в ноябре потерял 85% выручки из-за остановки судоходства. И хотя большая часть морской торговли Израиля идет через Хайфу и другие порты на Средиземном море, основной поток грузов из Азии в Израиль шел именно через Эйлат.