«Там с неба огонь падает»
Сбитый под Белгородом транспортный самолет Ил-76 с украинскими пленными отвели от сел
Вчера около 11 утра за селом Яблоново Корочанского района Белгородской области упал российский военно-транспортный самолет Ил-76, погибли 65 пленных украинских военнослужащих, летевших на обмен, трое сопровождавших и шесть членов экипажа. Местные жители единогласно подтвердили версию Минобороны РФ о поражении самолета зенитной ракетой, отмечая, что слышали два хлопка перед возгоранием в районе левого крыла. Экипаж смог увести машину от села, где в школе в этот момент шли уроки. Спустя несколько часов по всем погибшим отслужили заупокойную в местном храме, расположенном недалеко от места падения. Корреспондент «Ъ-Черноземье» Олег Мухин побывал в Яблонове в первые часы после крушения.
Яблоново — бывший старинный город-крепость Яблонов в 60 км к северо-востоку от Белгорода и в 50 км от границы с Харьковской областью. В память о нем на окраине села (сейчас в населенном пункте проживают около 1,7 тыс. человек) в 2019 году возвели музей — стилизованную деревянную стрелецкую заставу, окруженную крепостными стенами. Вчера у крепости дежурили сотрудники ДПС, заблокировавшие на перекрестке дорогу к нескольким селам: по ней к полю, где в паре километров от Яблонова упал Ил-76, проезжали автомобили спецслужб.
Местные жители успели накатать объезд поста через заснеженный лес.
Корреспонденты „Ъ“ пытались подъехать по нему к месту аварии, но безуспешно — машину с журналистами сотрудники ДПС догнали через пару минут и вернули к посту под предлогом штрафа за перегоревшую лампочку номерного знака. Поле у села заметала метель, никаких следов крушения не было видно — судя по всему, крупные обломки компактно упали вдали на тщательно охраняемой территории.
Что известно о падении Ил-76 под Белгородом
Согласно официальному сообщению Минобороны РФ, самолет упал 24 января в 11:15 в Корочанском районе Белгородской области. Его поражение, по данным ведомства, было осуществлено вооруженными силами Украины из района населенного пункта Липцы Харьковской области с применением зенитного ракетного комплекса. По данным министерства, самолет выполнял рейс аэродром Чкаловский — Белгород и вез украинских военнослужащих для обмена.
Командиром самолета оказался уроженец Тамбова Станислав Беззубкин, сообщил губернатор Тамбовской области Максим Егоров.
«Радиолокационными средствами ВКС России наблюдался пуск двух украинских ракет. На борту самолета находилось шесть членов экипажа, 65 украинских военнослужащих для обмена и три сопровождавших их российских военнослужащих. Экипаж и все пассажиры самолета погибли»,— отметили в Минобороны, добавив, что о целях рейса и его пассажирах «украинское руководство прекрасно знало».
По достигнутой ранее договоренности обмен пленными должен был состояться во второй половине дня в пункте пропуска Колотиловка на российско-украинской границе. По информации губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, к месту падения самолета должна была прибыть комиссия для установления причин катастрофы.
В украинских СМИ со ссылкой на ВСУ сообщали, что это была работа местных военных, однако позже министерство обороны Украины заявило, что не может подтвердить причастность вооруженных сил к произошедшему.
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что следом за сбитым самолетом летел еще один с 80 пленными, но его после обстрелов успели развернуть. Telegram-канал Shot также опубликовал видео, на котором господин Картаполов рассказывает, что обмен пленным планировался в формате «192 на 192».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил подготовить обращение к Конгрессу США и Бундестагу ФРГ. По его словам, оно нужно, чтобы депутаты этих стран «наконец-то прозрели, кого они финансируют, кому помогают».
В Министерстве иностранных дел России назвали произошедшее «актом безумного варварства»: «Киев поставил под вопрос возможность любых договоренностей».
Жители Яблонова и поселков в паре десятков километров от него (включая райцентр Короча) рассказали, что утром услышали два громких «хлопка». Некоторые (в основном живущие в Яблонове на возвышенностях) увидели самолет, завалившийся на левое крыло. Он падал. В момент касания машины земли раздался взрыв, следом над полем взметнулось ярко-оранжевое облако, сменившееся черным дымом.
«Было громко и страшно»,— сказала «Ъ-Черноземье» пожелавшая остаться неназванной женщина, разговаривавшая у храма со священнослужителями.
Ветерана СВО Сергея взрывы застали за завтраком: «Сначала услышали два хлопка — стекла не содрогнулись, но вибрация была ощутимая. Продолжили завтракать, но секунд десять проходит, мама говорит: пройди на кухню, там с неба огонь падает. Смотрю в окно — вижу, что со стороны Белгорода (у нас здесь проходит маршрут самолетов) примерно в 2,5 км от села падает самолет с горящим левым крылом. Секунда — и взрыв. Поднялся сильный дым. Мы решили не прятаться, потому что больше никаких хлопков не было. Позвонил в МЧС два раза — беспокоился, понимал, что люди там (в самолете.— «Ъ»). И в течение получаса в селе появились специальные службы».
В момент взрыва в местной школе шли уроки, рассказали „Ъ“ жители села. Ее директор Иван Куликов находился в учебном заведении до самого вечера, но так и не смог найти время и пояснить, какие меры были приняты для безопасности детей. «Учебный процесс продолжился»,— только это и сказал.
Прямо за забором школы расположен храм. «Сегодня произошло чрезвычайное происшествие. Но свершилось чудо, героизм, проявленный нашими летчиками,— рассказал «Ъ-Черноземье» его настоятель иерей Георгий Боровиков.— Как нам сообщили, самолет падал на Яблоново. Ценой своей жизни они отвели его, он упал уже за селом. Не пострадал ни один населенный пункт, хотя здесь — и школа, и храм, и жилые дома. В честь летчиков и вообще всех, кто погиб на борту, мы служили заупокойную литию: мы молимся за всех православных христиан».
Настоятель сказал, что не видел падения из той части села, где проживает: «Открыли интернет и только тогда поняли, что произошло и где. А сначала думали, что сбит беспилотник: они в последнее время бывали здесь, хоть и не так часто (как возле границы.— «Ъ»)».
Вечером в селе все также ничто не указывало на произошедшую катастрофу: не было видно ни большого количества машин спецслужб, ни военных. Опустевший храм был закрыт.
И только сотрудники ГИБДД по-прежнему блокировали дорогу за музеем-крепостью «Яблонов», с крепостной стены которого объявление приглашало на предстоящие выборы.