Экспертиза пошла под оптимизацию
В системе оценки бюджетных научных и научно-технических программ ищут порядок и пользу
До 1 марта Белый дом ждет от министерств и госкорпораций данных о структуре системы экспертных советов, оценивающих научные и научно-технических программы и проекты, претендующие на бюджетное финансирование,— такое поручение им дал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Оптимизировать структуру научной экспертизы поручено РАН. Цель — исключить дублирование функций коллегиальных органов и пересечение сфер их экспертизы, а также ситуации, когда претенденты без конца вносят свои работы на разные экспертные советы до одобрения финансирования. Приоритеты государства в науке меняются: политика Белого дома по достижению «технологического суверенитета» требует разработки своих ключевых технологий при ограниченных бюджетных ресурсах.
Белый дом намерен реорганизовать систему оценки научных и научно-технических программ и проектов, которые финансируются из бюджета. Курирующий эту сферу вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил главам министерств, ведомств и госкорпораций до 1 марта инвентаризировать координационные и совещательные органы и рабочие группы, занятые экспертизой таких программ.
Данные инвентаризации будут направлены в Российскую академию наук (РАН), где за полтора месяца (до 15 апреля) должны подготовить предложения по пересмотру числа и состава экспертных органов с учетом необходимости привлечения представителей высокотехнологичных государственных и частных компаний.
Также поручение предусматривает институциональное участие РАН в работе таких советов. Реализовать предложения РАН власти и госкорпорации должны уже до 1 августа.
Отметим, формально происходящее — реализация поручения президента Владимира Путина по итогам прошедшего еще в феврале 2023 года Совета по науке и образованию. Тогда глава РАН Геннадий Красников сетовал, что при министерствах и ведомствах создано и работает очень много экспертных советов, которые зачастую тематически дублируют друг друга, что приводит к снижению качества экспертизы. Нередко случалось так, что на один объект экспертизы приходилось несколько экспертных заключений, противоречащих друг другу и экспертизе РАН, пояснили “Ъ” в академии, добавив, что считают недопустимой ситуацию, когда ее экспертиза не принимается во внимание.
Как рассказали “Ъ” в аппарате Дмитрия Чернышенко, экспертные советы действуют преимущественно автономно, зачастую в закрытом режиме. «Достаточно сложно оценить эффективность их работы, учитывая отсутствие единых подходов к деятельности экспертных советов»,— отметили там. Привлечение же к экспертизе представителей высокотехнологичных компаний обусловлено желанием государства получить востребованный научный результат ради «технологического суверенитета».
Что происходит с законопроектом о научной экспертизе
Год назад правительство также внесло в Госдуму законопроект, который закрепляет понятие «научная (научно-техническая) экспертиза» и определяет ее содержание и порядок проведения. Функции методолога и координатора всего национального корпуса экспертов документом возложены на РАН. Участвовать же в экспертной работе смогут не только эксперты Академии наук или Российского научного фонда (зачастую это одни и те же люди), но и другие экспертные институты — по единым правилам. Как пояснял вице-премьер Дмитрий Чернышенко, новый подход к экспертизе результатов научных и научно-технических проектов, работ и исследований направлен на то, чтобы они были востребованы экономикой, а не «ложились на полку» (см. “Ъ” от 14 февраля 2023 года).
Документ прошел первое чтение в марте 2023 года. При этом несколько раз переносился срок представления поправок ко второму чтению, что может быть связано c параллельной работой над приоритетами правительства в науке. Теперь, вероятно, работа над ним ускорится.
Внимание государства к науке растет вследствие его высокой потребности в создании и развитии собственных технологий — неэффективность научной работы на фоне потери доступа к зарубежным технологиям несет риски отставания экономики. Научные приоритеты ближайших лет определены правительственной концепцией технологического развития — это практические нужды промышленности для импортозамещения здесь и сейчас и прорывные технологии будущего, упакованные в так называемые приоритетные и сквозные проекты. Эту работу курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов, и такие проекты де-факто обладают государственным приоритетом при финансировании, но в условиях ограниченных возможностей бюджета и рисков избыточного бюджетного стимула (см. “Ъ” от 29 декабря 2023 года) правительство стремится избежать неэффективных трат, устраняя из цепочки исполнителей лишние звенья. В эту логику укладывается и перестройка работы экспертных органов, влияющих на объемы бюджетного финансирования науки.