«Корпорацию развития» поставили в неудобное положение
УФАС по Башкирии проверяет закупочную деятельность госпредприятия
Государственному АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» придется убедить антимонопольную службу в законности проведения закупок у единственного поставщика. Претензии антимонопольного ведомства к корпоративному Положению о закупках возникли после проверки, проведенной прокуратурой Кировского района Уфы. По данным ведомств, «Корпорация развития» дала себе возможность заключать контракты на неконкурентных условиях. Генеральный директор компании Наиль Габбасов сообщил «Ъ-Уфа», что изучает претензии УФАС.
Управление ФАС по Башкирии назначило на 8 февраля заседание по признакам нарушения республиканской «Корпорацией развития» антимонопольного законодательства. Как следует из материалов ведомства, в антимонопольную службу обратилась прокуратура Кировского района Уфы: по ее мнению, в Положении о закупках «Корпорации развития» прослеживается нарушение ФЗ «О защите конкуренции».
Спорная редакция Положения о закупках «Корпорации развития» была разработана и утверждена в ноябре 2023 года. В документе указаны несколько десятков пунктов, позволяющих закупать товары и услуги у единственного поставщика. Например, стоимостью от 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. (не более чем на 50 млн руб. в год). Кроме того, воспользоваться такой возможностью корпорация может в случае закупки товаров и услуг, «которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным (единственным) поставщиком», если у него нет конкурентов на рынке; в случае исполнения гособоронзаказа; при «срочной потребности» и так далее.
АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» создано в декабре 2010 года. Учредителями корпорации являлись АО «Региональный фонд» и «Башкирская венчурная компания». С апреля 2022 года, по данным «СПАРК-Интерфакс», единственным акционером является республика в лице минземимущества. В 2022 году при выручке 102,6 млн руб. убыток компании составил 18 млн руб. В 2023 году АО закупило товаров и услуг на общую сумму чуть выше 2 млрд руб. Количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком, установить не удалось.
Вопросы УФАС возникли к некоторым пунктам Положения «Корпорации развития». Так, компания прописала возможность заключать договор с единственным поставщиком при аренде или покупке недвижимости. При этом, по мнению антимонопольной службы, этот рынок является конкурентным.
Аналогичный довод ведомство заявляет в части заключения контрактов в сфере обеспечения безопасности и охраны.
Под «осуществление заказчиком спонсорской деятельности», которая, согласно Положению компании, возможна без конкурентных торгов, «может подойти практически любая закупка, что позволяет АО «Корпорация развития» произвольно закупать любые товары», указано в определении УФАС.
В ведомстве напомнили, что Положение о закупке «не может вступать в противоречие» с принципами федерального закона, «как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке». «Выбор АО „Корпорация развития“ неконкурентного способа проведения закупок представляет собою злоупотребление правом, уклонением от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целями правового регулирования закона о закупках в данной сфере»,— отмечают в ведомстве.
Генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» Наиль Габбасов сообщил «Ъ-Уфа», что в компании изучают суть претензий УФАС. «Насколько я понимаю, это общероссийская практика. Ничего страшного в этой ситуации я не вижу. Если будет необходимо, мы внесем изменения в Положение»,— отметил господин Габбасов. Назвать общую стоимость контрактов, заключенных «Корпорацией развития» с единственными поставщиками, собеседник затруднился.
В июле 2023 года похожие претензии возникли у УФАС к Положению о закупках другой госкомпании — АО «Башспирт». Инициатором разбирательства тогда также выступила прокуратура Кировского района Уфы. Как установило антимонопольное ведомство, около трех лет компания заключала большинство контрактов с единственным поставщиком. Так, «Башспирт» приобретал значительный ассортимент товаров (зерно, воду, упаковку), а также услуги аренды транспорта, охраны зданий, общественного питания, адвокатов и нотариусов. Хотя рынки эти являются конкурентными, дефицита производителей и поставщиков нет, отмечали в УФАС. В картотеке арбитражных судов нет информации об оспаривании «Башспиртом» решения УФАС, признавшего компанию виновной в нарушении ФЗ «О защите конкуренции». Действующая редакция Положения о закупках предприятия была принята в сентябре 2023 года.
Руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Елена Кузнецова отмечает, что представитель «Корпорации развития» должен будет «привести УФАС мотивированно-правовое обоснование необходимости включения в Положение о закупках спорных положений, доказав, что его применение в действующей редакции не приводит к ограничению конкуренции». «В противном случае АО будет выдано предписание об устранении нарушения, а материалы антимонопольного дела передадут для возбуждения административного производства»,— отметила эксперт.