Инвестиции в чистый воздух
Правительство утвердило нормы автоматического контроля квотируемых выбросов
Белый дом утвердил введение автоматического контроля промышленных выбросов в рамках федпроекта «Чистый воздух» — опубликованное вчера постановление требует его для 70% выбросов приоритетных загрязняющих веществ в рамках эксперимента по квотированию выбросов в 12 промышленных городах РФ. По словам источников “Ъ”, профильному вице-премьеру Виктории Абрамченко удалось убедить промышленное лобби, настаивавшее на снижении охвата до 50–60% выбросов, в наличии в РФ необходимого оборудования, а разгон инвестиций и льготные режимы сделали капвложения в экологическую модернизацию интересными для компаний и регионов.
Подписанное Михаилом Мишустиным постановление правительства №39 от 22 января 2024 года об особенностях создания и запуска систем автоматического контроля (САК) выбросов приоритетных загрязняющих веществ на квотируемых объектах первой и второй категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) в рамках федпроекта «Чистый воздух» вступит в силу 1 сентября и будет действовать шесть лет.
Оно требует охвата САК 70% таких выбросов и передачи данных в реестр объектов НВОС Росприроднадзора — учет может быть как раздельным по источникам выбросов и загрязняющим веществам, так и единым.
Порядок создания САК включает инвентаризацию источников, на которых выбросы 14 приоритетных загрязнений (оксиды серы и азота, углеводороды и галогеноводороды, аммиак и т. п.) превышают утвержденные тем же постановлением уровни, подготовку программ учета, проектирование, монтаж и наладку систем, метрологический контроль измерительных приборов и ввод САК в эксплуатацию. Технологические перерывы в работе систем не должны превышать 28 календарных дней в год, введены и требования к автоматическим средствам измерения.
Постановление как подзаконный акт к подписанному в апреле 2023 года ФЗ-177 об ужесточении контроля обязательств промышленников сократить загрязнения в 12 экологически неблагополучных городах РФ (позднее эксперимент было решено расширить еще на 29 городов) обсуждалось с весны 2023 года. Промышленное лобби пыталось добиться снижения охвата такими системами с 70% до 50–60% «приоритетных» выбросов (см. “Ъ” от 29 мая 2023 года), ссылаясь на дефицит оборудования и то, что норма в 70% приводит к взрывному росту числа систем и затрат. В Минприроды же настаивали на том, что для большинства компаний контроль основных источников покроет не 70%, а 90% их выбросов.
По словам источника “Ъ”, знакомого с обсуждением проекта, курирующая экологию вице-премьер Виктория Абрамченко провела в последние полгода серию совещаний с крупным бизнесом и производителями и поставщиками САК, «буквально в ручном режиме сводя их друг с другом» и убеждая, что и технологии, и производители оборудования в РФ есть, и на последних из этих встреч «одни промышленники убеждали других в том, что установка САК на их объектах уже идет, а опасения безосновательны». Производители такого оборудования рассчитывают на рост спроса на свою продукцию и поддерживают выпуск постановления.
Так, по словам Заиры Махачевой, гендиректора «ТЛП Менеджмент», документ «окажет значительное влияние на развитие отечественных экологических технологий и машиностроения. Все, что предлагается сделать, осуществимо и будет реализовано, поддержит программы импортозамещения и развитие экологической отрасли».
Отметим, что пересмотру позиции промышленного лобби способствовали усиление надзора за программами снижения выбросов (см. “Ъ” от 20 апреля 2023 года), дискуссия о штрафах за превышение квот (вплоть до 5% от оборота компании) и выведение экологического надзора и контроля их достижения из-под моратория на проверки.
Требования к САК распространятся и на объекты в 29 новых городах эксперимента по квотированию выбросов, когда там будут определены приоритетные загрязнения и установлены квоты. Как говорят собеседники “Ъ”, участвовавшие в обсуждениях акта с бизнесом на стороне регуляторов власти регионов теперь сами просят включить их в эксперимент: соглашения компаний с Минприроды, Росприроднадзором и субъектами РФ о модернизации промышленных объектов на фоне роста инвестиций обеспечивают регионам приток капвложений, а компаниям — доступ ко льготным финансированию и инвестрежимам и защиту от штрафов и платежей за НВОС.