Бомба для военкора стоила 27 лет колонии
Военный суд огласил приговор Дарье Треповой
Суд в Петербурге приговорил 26-летнюю Дарью Трепову к 27 годам лишения свободы по делу о теракте в кафе на Университетской набережной, в результате которого погиб военкор Владлен Татарский и пострадало еще более 50 человек. Приговор Дарье Треповой сторона защиты назвала самым строгим для женщин в современной России. Адвокат заявил, что он будет обжалован.
Западный окружной военный суд в Санкт-Петербурге согласился с обвинением и доказательствами Следственного комитета России и вынес приговор Дарье Треповой и Дмитрию Касинцеву, в квартире которого была задержана девушка. Тройка судей признала виновной 26-летнюю Дарью Трепову в совершении теракта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ), незаконном обороте взрывного устройства (ч. 4 ст. 222.1 УК РФ) и использовании поддельных документов (ч. 4 ст. 327 УК РФ). Дмитрию Касинцеву инкриминировали заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ч. 2 ст. 316 УК РФ). Они получили 27 лет колонии общего режима (плюс два года ограничения свободы) и один год девять месяцев колонии общего режима соответственно.
Следствием и судом установлено, что теракт готовился с октября 2022 года гражданами Украины. Дарья Трепова попала в число организаторов через украинского журналиста Романа Попкова (разыскивается за организацию теракта), с которым она познакомилась в социальных сетях после того, как выразила желание уехать на Украину. Попков и лицо под псевдонимом Гештальт координировали действия девушки, предварительно отправив ей на криптокошелек цифровую валюту на сумму около 191 тыс. рублей. Деньги она позже перевела на счет в одном из российских банков и расходовала непосредственно для подготовки преступления.
На эту сумму девушка купила смартфон, через который кураторы могли отслеживать ее местоположение и прослушивать через микрофон происходящее. Кроме того, Трепова приобрела зарегистрированные на неизвестные ей лица сим-карты. Сообщники также придумали ей «легенду», согласно которой она представлялась петербургской художницей Анастасией Кривулиной. На это имя она при помощи Попкова оформила поддельное водительское удостоверение и так она представлялась Владлену Татарскому. До теракта девушка посещала мероприятия с участием военкора, чтобы получить его доверие.
Статуэтку Дарья Трепова получила в Москве в марте 2023 года от курьера. К нему она в руки попала, согласился суд, от гражданина Украины Юрия Денисова (разыскивается за организацию теракта). Бюст был начинен взрывчаткой мощностью более 400 граммов в тротиловом эквиваленте. Следствие и суд утверждают, что Трепова знала о «начинке» подарка. В частности, в качестве аргумента следствие использует переписку девушки с ее знакомой, где она допускает свою гибель после встречи с потерпевшим, и следы тротила в арендованной ею квартире.
Несмотря на это, на заседаниях суда Дарья Трепова уверяла, что не была осведомлена о наличии в бюсте взрывчатки. По ее словам, кураторы убеждали ее, что там находится трекер для прослушки.
2 апреля 2023 года Дарья Трепова пришла в кафе на Университетскую набережную, где должен был пройти творческий вечер военкора. На входе ее не хотели пропускать со статуэткой, ссылаясь на то, что не могут проверить, есть ли в ней бомба. Девушка в итоге смогла пройти в зал, когда сам Владлен Татарский сказал охране, что знаком с ней. Во время мероприятия соучастники Треповой привели в действие взрывное устройство через программу удаленного доступа. Девушка покинула кафе и связалась со своими кураторами, которые попросили ее самой найти квартиру, где та сможет спрятаться от силовиков. Затем она связалась со своим супругом, и тот предложил ей укрыться у его бывшего однокурсника Дмитрия Касинцева. Тот согласился дать Треповой переночевать у него. Через несколько часов он узнал из сети о преступлении и поисках девушки. Силовикам, постучавшим ему в дверь, о нахождении девушки в квартире он не сказал. В суде Касинцев пояснял, что не знал, как выйти из этой ситуации, так как боялся не только силовиков, но и связанных с Треповой людей. Тогда его отправили под домашний арест.
В суде Дарья Трепова заявляла, что признает свою вину только по одной из трех предъявленных ей статей — ч. 4 ст. 327 УК РФ (подделка документов). Следовательно, продолжала девушка, она не признает и гражданские иски, поданные к ней потерпевшими. Их общая сумма составила около 50 млн рублей. Однако Трепова добавляла, что постарается компенсировать материальный ущерб в частном порядке вне зависимости от решения суда.
22 января Трепова и Касинцев выступили на процессе с последним словом. Девушка утверждала, что не желала смерти господину Татарскому, а затем извинилась перед потерпевшими. Дмитрий Касинцев же просил суд быть объективным, войти в его положение и назначить наказание, не связанное с заключением: «это надо не мне, а моим родителям».
Прокурор Надежда Тихонова запрашивала для Дарьи Треповой 28 лет колонии со штрафом 800 тыс. рублей, для Дмитрия Касинцева — один год и десять месяцев колонии общего режима. Девушке суд назначил 27 лет колонии общего режима (плюс два года ограничения свободы), молодому человеку — один год девять месяцев колонии общего режима. Дмитрия Касинцева взяли под стражу в зале суда.
Срок Дарье Треповой стал самым большим из когда-либо назначенных для женщины в России, рассказал после вынесения приговора адвокат Дарьи Треповой Даниил Берман. До мая 2023 года суд мог выносить срок не выше 25 лет. Теперь же женщинам можно назначить до 30 лет по делу о теракте.
«Предположу, что приговор обжалуем. Считаем его незаконным и необоснованным. Наверное, это самый жестокий приговор в отношении женщины в России за всю историю современного правосудия, хотя для этого не было никаких оснований, даже если гипотетически предположить, что Дарья виновна»,— заключил адвокат.