«Любимый край» устроил судебные посиделки
Производитель печенья судится за бренд с крупным европейским ритейлером
Выпускающая кондитерские изделия компания «Любимый край» (бренды «Посиделкино», «Штучки») через суд добивается права использовать бренд Oliver’s, принадлежащий немецкой Rewe Group. Для этого компания подала иск о прекращении охраны в России этого торгового знака. Число подобных разбирательств в последнее время выросло, поскольку ушедшие из страны иностранные компании утратили интерес к поддержанию своих брендов, указывают юристы.
Кондитерское объединение «Любимый край» подало в суд по интеллектуальным правам на немецкую Rewe Group, которой принадлежит торговая марка Oliver’s. В своем заявлении российская компания потребовала досрочно прекратить правовую охрану этого бренда, поскольку его использование прекратилось, следует из материалов дела. В «Любимом крае» и Rewe не ответили на вопросы «Ъ-СПб».
Под торговой маркой Oliver’s «Любимый край» собирается выпускать печенье, следует из данных Роспатента. Заявку на его регистрацию компания подала еще в 2022 году. Сейчас «Любимый край» выпускает продукцию под брендами «Посиделкино», «Штучки», «Хватай-ка» на площадках в Ленобласти. Объем производства, по собственным данным, превышает 24,4 тыс. тонн в год. Выручка компании в 2022 году составила 2,7 млрд рублей, чистая прибыль — 106,4 млн рублей, указано в базе финансовой отчетности ФНС. Инвестором «Любимого края» выступает совладелец «Юлмарта» Август Мейер.
Rewe зарегистрировала торговую марку Oliver’s для кондитерских изделий в 1985 году, сказано на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности. Немецкий концерн входит в число крупнейших европейских ритейлеров и управляет более 9 тыс. магазинов под брендами Rewe, Penny и Nahkauf и другими. Также Rewe занимается аптечным и туристическим бизнесом. Ее оборот в 2022 году составил €84,8 млрд. В России концерн развивал продовольственную сеть Billa, которую в 2021 году продал ритейлеру «Лента».
С помощью иска «Любимый край» пытается исключить риски использования обозначения, которое до степени смешения сходно с уже зарегистрированным товарным знаком, говорит патентный поверенный, руководитель практики «Интеллектуальная собственность» адвокатского бюро КИАП Эльдар Гулиев. За это могла грозить выплата компенсации до 5 млн рублей, уточняет советник компании Claims Антон Ендресяк. Но в некоторых случаях размер этой суммы может достигать нескольких миллиардов рублей, как это было в споре между издательствами «Просвещение» и «Вентана-Граф», напоминает эксперт. Также за использование сходного товарного знака существуют риски административной и уголовной ответственности, добавляет партнер, руководитель практики по товарным знакам Semenov&Pevzner Мария Ароникова.
В декабре по требованию «Любимого края» суд запретил Роспатенту принимать решение о регистрации бренда Oliver’s до завершения спора. Без введения обеспечительных мер ведомство отказало бы производителю, отмечает руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Василий Зуев. Регистрация схожих знаков возможна только при истечении срока охраны или ее досрочном прекращении, указывает он. Но поскольку Rewe недавно добровольно отказалась от правовой охраны своего бренда, то исход этого спора выглядит предрешенным, утверждает господин Ендресяк.
В последнее время российские компании стали чаще подавать иски о прекращении охраны товарных знаков покинувших страну компаний, чем три-четыре года назад, подчеркивает госпожа Ароникова. По ее словам, иностранные правообладатели стали меньше заинтересованы в поддержании своих товарных знаков и доказывании их использования на местном рынке. Однако установленный законом трехлетний срок, который должен пройти с момента ухода иностранных компаний из России, пока не истек, что снижает шансы на победу в суде, предупреждает адвокат коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Станислав Козлов.