Wildberries вскладчину
Маркетплейс арендовал у других ритейлеров логопарк взамен сгоревшему
Масштабный пожар на складском комплексе Wildberries в Шушарах в Санкт-Петербурге вынудил маркетплейс оперативно подыскивать новые логистические мощности. В условиях серьезного дефицита таких площадей в регионе компания временно арендовала складские помещения у других игроков — ритейлеров «ВсеИнструменты.ру» и «Лента», которые совокупно передали около 37,4 тыс. кв. м. По информации “Ъ”, Wildberries сосредоточится на строительстве нового объекта. Эксперты предупреждают, что после череды таких крупных пожаров надзорные органы будут проверять новые объекты маркетплейсов более тщательно.
Wildberries закрыл сделку по субаренде 27,9 тыс. кв. м в логопарке «PNK парк Шушары-3» в Петербурге с DIY-ритейлером «ВсеИнструменты.ру», рассказали два источника “Ъ” на рынке недвижимости. Эту информацию подтвердили стороны и консультант сделки IBC Real Estate. Директор по развитию товародвижения «ВсеИнструменты.ру» Артем Серенков отметил, что в комплексе пока есть свободные площади.
В Wildberries добавили, что уже в начале февраля маркетплейс откроет новый сортировочный центр.
13 января у Wildberries загорелся собственный склад в Шушарах площадью 105,8 тыс. кв. м. Площадь возгорания составила 70 тыс. кв. м, после чего здание обрушилось, а хранившиеся там товары были уничтожены. В Госстройнадзоре после пожара заявили, что склад работал незаконно, у него не было заявки на ввод в эксплуатацию. В компании утверждают, что склад получил заключение о соответствии градостроительным регламентам и требованиям безопасности. Тем не менее Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении неустановленных лиц по статье о злоупотреблении полномочиями. Сумму ущерба от пожара для маркетплейса гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров ранее оценивал в 17 млрд руб.
После пожара Wildberries начал активно искать в Санкт-Петербурге площади взамен сгоревшим. Также маркетплейс арендовал 9,5 тыс. кв. м на складе продуктовой сети «Лента» на Московском шоссе, 345. Кроме того, Wildberries занимает площади в «MLP Уткина Заводь» (18 тыс. кв. м), в «Армада парк» (6,5 тыс. кв. м) и в «Raum Парнас-1».
По оценке партнера NF Group Константина Фомиченко, за два новых склада Wildberries будет платить 360–400 млн руб. ежегодно. При этом есть вероятность, что субаренда обойдется немного дешевле, чем прямая аренда во вновь построенных объектах, отмечает региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Виктор Афанасенко. Возможна и обратная ситуация: маркетплейс мог заплатить премиальную ставку за оперативный переезд и для сохранения своих логистических операций, добавляет эксперт.
Аренда склада у другого игрока, а не напрямую у собственника комплекса — вынужденная мера.
Предложение больших объектов единично, с чем и могло быть связано решение о субаренде, полагает директор «Ricci | Склады» Дмитрий Герастовский. Сейчас на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области доля свободных складских площадей опустилась до минимального значения за всю историю рынка — до 0,3%, подсчитали в NF Group. По словам консультантов, этому способствовало как раз активное развитие маркетплейсов.
Источник “Ъ” на рынке недвижимости знает, что Wildberries далее намерен сосредоточиться на восстановлении сгоревшего объекта, а также ускорении достройки логопарка в индустриальном комплексе М10, расположенном в Тосненском районе Ленинградской области. В Wildberries говорили, что сейчас оценивают необходимый объем инвестиций на восстановление сгоревшего логопарка.
После череды таких случаев, говорит источник “Ъ” на рынке недвижимости, некоторые собственники логистической недвижимости стали отказывать маркетплейсам в потенциальной аренде, ссылаясь на высокую пожароопасность. В 2022 году у другого крупного маркетплейса тоже произошел пожар на складе. Тогда Ozon потерял арендованный в подмосковной Истре логопарк площадью 50 тыс. кв. м. После таких событий, резюмирует коммерческий директор Дмитровского логопарка Александр Перфильев, все надзорные органы будут буквально «под лупой» рассматривать складские проекты Wildberries и других маркетплейсов.