«Разумеется, мы меняем подходы»

Руководители компаний — об отношении к промахам сотрудников

Россиян перестали штрафовать на работе. “Ъ FM” выяснил, что на фоне дефицита кадров работодателям пришлось смягчить систему наказаний для сотрудников, таким образом бизнес стремится удержать специалистов. По подсчетам Института экономики РАН, в 2023 году российскому бизнесу не хватало 5 млн человек. В таких условиях руководителям приходиться пересматривать политику взаимоотношений с сотрудниками. И хотя официально штрафовать персонал в России запрещено, работодатели использовали процедуру депремирования, то есть лишали надбавок. Теперь компании прибегают к другим мерам.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

“Ъ FM” связался с руководителями компаний из различных секторов бизнеса и узнал, какие методы мотивации они используют для удержания специалистов.

Исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский: «На рынке наблюдается серьезный кадровый голод. Мы работаем таким образом, чтобы квалифицированные кадры нашу компанию не покидали. Обучающие действия компании позволяют минимизировать возможное применение каких-либо штрафных санкций. Их, конечно, стало меньше. Ввиду того, что мы подстраиваемся под рынок, разумеется, меняем и подходы. Я думаю, что любой бизнес в Российской Федерации, который оказался в ситуации серьезного кадрового голода, конечно же, перестраивается с точки зрения работы с персоналом. Здесь бизнес сам себя регулирует».

Основатель группы компании «Белая дача» Виктор Семенов: «Мы никого особо не штрафуем и очень терпеливо к сотрудникам относимся. Просто если человек не хочет работать, мы с ним потихоньку расстаемся. Компания как одна семья, если сотрудник нормально работает, он знает, что защищен, и, если у него какие-то возникнут проблемы, ему всегда помогут. Все-таки у нас мотивация в первую очередь положительная, а отрицательной мы стараемся не пользоваться».

Основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов: «Я считаю, что это общая проблема. Нехватка кадров создала определенные сложности. Если человек уходит, на его место очень трудно найти другого сотрудника. Люди уже не держатся за рабочие места, как раньше. Поэтому где-то руководители пытаются быть более лояльными, но я не скажу, что это улучшает работу. Появляется ощущение безнаказанности, ощущение, что можно особо не работать, и ничего за это не будет. У меня нет штрафов как таковых, коллектив устоялся, то есть нет текучки. Но у меня компания, которая предоставляется франшизу в рестораны, а в самих заведениях очень большое количество сложностей и с официантами, и с барменами. Люди достаточно легко уходят, и за работу не держатся».

Генеральный директор Гжельского фарфорового завода Петр Сивов: «У нас вообще политика не сводилась к системе штрафов. Активно развивается наставничество и, собственно, у нас рядом университет, в котором учатся 6 тыс. студентов. Сейчас они к нам на практику приходят. Я всегда был сторонником того, что за одного битого двух небитых дают. Мы всегда общались с работником, выясняли причины. Если было грубейшее нарушение, то есть он делал что-то умышленно, тогда просто расставались с человеком без всякого сожаления. Сейчас коллектив уже сложившийся, но если бы такое повторилось, то я так же безжалостно поступил, как тогда, потому что здесь жалеть не о чем».

По мнению экспертов платформы «Финам», отъезд специалистов за границу в последние несколько лет и последствия демографической ямы девяностых стали основными причинами нынешнего дефицита кадров. Безработица в стране находится на рекордно низком уровне — меньше 3%.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Горелова

Вся лента