Объем рынка нишевых маркетплейсов в России составляет 600 млрд рублей

Исследование Tinkoff eCommerce и Data Insight

Tinkoff eCommerce и аналитическое агентство Data Insight провели совместное исследование и проанализировали рынок нишевых маркетплейсов в России — онлайн-площадок, объединяющих продавцов товаров одной категории.

Основные выводы:

  • рынок нишевых маркетплейсов вырос на 27% и достиг 591 млрд руб. в 2023 году;
  • больше половины рынка нишевых маркетплейсов пришлось на агрегаторы доставки продуктов (53%). Почти четверть оборота — на продажи Lamoda (22%). Маркетплейсы автозапчастей заняли 8% рынка, крупные категорийные маркетплейсы («Детский мир», «М.Видео», «Леруа Мерлен» и пр.) — 8%, другие категории — 6%, фармацевтические — 3%;
  • при сохранении текущих трендов развития рынка объем продаж нишевых маркетплейсов превысит 1 трлн руб. в 2026 году;
  • сейчас на рынке существует более 100 нишевых маркетплейсов;
  • нишевые маркетплейсы являются качественным дополнительным каналом продаж для предпринимателей благодаря уникальной лояльной аудитории, высокой конверсии в продажу и прибыльности, а также невысоким комиссиям;
  • покупатели приходят на нишевый маркетплейс за широким выбором качественных товаров в определенной категории;
  • более половины респондентов выбирают нишевый маркетплейс для поиска коллекционных вещей, товаров, требующих экспертизы или ориентированных на определенные потребности или физические особенности, а также товаров для профессиональных целей.

Динамика и структура рынка нишевых маркетплейсов

Рынок нишевых маркетплейсов относительно молодой, но активно развивающийся. В 2023 году обороты рынка нишевых маркетплейсов увеличились на 27% и составили 591 млрд руб. При сохранении текущих темпов роста объем продаж нишевых маркетплейсов превысит 1 трлн руб. в 2026 году.

В 2023 году больше половины рынка таких площадок пришлось на агрегаторы доставки продуктов (53%). Пятую часть оборота составили продажи Lamoda (22%) — платформа в целом выделяется в отдельный сегмент, потому что при четкой нише единственная обладает расширенной инфраструктурой (например, имеет собственные ПВЗ). Маркетплейсы автозапчастей заняли 8% рынка, крупные категорийные маркетплейсы — «Детский мир», «М.Видео», «Леруа Мерлен» и пр.— 8%, другие нишевые маркетплейсы — 6%. Оставшиеся 3% пришлись на долю фармацевтических площадок.

Если говорить об отдельных сегментах рынка, самыми быстрорастущими из них являются крупные категорийные маркетплейсы — их прирост в 2023 году составил 100%. Также активно развивались Lamoda (+38%), нишевые маркетплейсы в разнообразных категориях (+31%) и агрегаторы доставки (+26%).

Преимущества нишевых маркетплейсов для продавцов

Несмотря на популярность Wildberries, Ozon и других универсальных площадок, привлекательность их для селлеров в ближайшие годы будет снижаться на фоне высокой конкуренции. Нишевые площадки могут стать хорошим дополнительным каналом продаж для тех, кто торгует в определенной категории. Ключевыми преимуществами для продавцов на таких площадках являются:

  • уникальная лояльная аудитория, которая приходит на нишевый маркетплейс с конкретным запросом;
  • высокая конверсия в продажу, поскольку именно в рамках категории посетители гораздо более ориентированы совершить покупку;
  • выше прибыльность. За счет более низкой комиссии для селлеров продажи через нишевые площадки обходятся дешевле, что влияет на конечную прибыль;
  • низкий барьер входа, который нишевые маркетплейсы специально создают для уже действующих продавцов на других площадках;
  • легче стать лидером подкатегории, так как ниже общая конкуренция;
  • инфраструктура нишевого маркетплейса разработана с учетом особенностей категории;
  • высокая экспертиза площадки в работе с выбранной нишей.

Преимущества нишевых маркетплейсов для покупателей

Покупатели приходят на нишевый маркетплейс с четким запросом на определенный товар. 38% потребителей отмечают, что заходят на подобные площадки ради широкого выбора внутри категории. Треть покупателей выбирают нишевые маркетплейсы из-за более выгодных цен (31%), высокого качества товаров (30%) и привычного процесса совершения заказа (30%).

Половина покупателей скорее выберут совершить дорогостоящую или редкую покупку на нишевом маркетплейсе, а не на универсальном. Так, покупатели приходят на нишевые площадки за:

  • коллекционными товарами (63%);
  • товарами, требующими особой экспертизы (53%);
  • товарами, ориентированными на определенные потребности или физические особенности (51%), а также товарами для профессиональных нужд (51%).

Больше данных исследования доступны по ссылке.

16+

АО «ТИНЬКОФФ БАНК»

Реклама

Вся лента