Гостиницы Петербурга подходят к пику роста

Средняя загрузка отелей города в 2023 году достигла 63,4%

Гостиницы Санкт-Петербурга продемонстрировали в прошлом году рост среднего тарифа на размещение на 13,7% и загрузки на 13,2% по сравнению с результатами 2022 года, подсчитали в Hotel Advisors. Показатели апарт-отелей увеличились на 11,7% по среднему тарифу и на 5,2% по загрузке. Аналитики гостиничного бизнеса называют итоги прошлого года скорее не ростом, а восстановлением операционной деятельности: отели зафиксировали результаты, которых они могли бы добиться, если бы не было событий последних лет. В этом году рынок, возможно, достигнет пиковых показателей за текущий экономический цикл, после чего может произойти небольшой спад.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По данным Hotel Advisors, ADR (Average Daily Room Rate — средняя цена одной ночи в номере) классических гостиниц Петербурга всех категорий (три, четыре и пять звезд) в 2023 году составил 6089 рублей, что на 13,7% больше показателя 2022 года. Средний тариф на размещение в трехзвездных отелях вырос год к году на 12,5% и составил 3876 рублей, в четырехзвездных гостиницах — на 12,3% и достиг 5618 рублей, в пятизвездных — на 10,7% и был равен 14 533 рублям.

Средняя загрузка петербургских гостиниц в прошлом году составила 63,4% — на 13,2% больше, чем в 2022 году. Традиционно чаще всего в отелях города останавливались в период с июня по октябрь 2023 года. Наибольшим спросом пользовались трехзвездные отели, где в июне — августе загрузка превышала 80%. В гостиницах «четыре звезды» загрузка в этот же период варьировалась в пределах 70–80%, в пятизвездных отелях — в пределах 60–70%.

Показатель RevPAR (Revenue Per Available Room) — средняя выручка в пересчете на один номер — вырос в прошлом году до 3858 рублей, увеличившись за год на 28,7%. Наибольший рост показателей зафиксирован Hotel Advisors в категории «пять звезд», в которой RevPAR стал больше на 38,4%, до 8112 рублей. В четырехзвездных отелях выручка увеличилась на 30,4%, до 3525 рублей, а в трехзвездных — на 16,8%, до 2642 рублей.

Результаты 2023 года в сегменте апарт-отелей демонстрируют, что данный формат размещения становится все более востребованным среди туристов. ADR увеличился на 11,7%, до 2611 рублей. За год в апартаментах на короткий период стали останавливаться на 42% чаще, на длительное время номера в апарт-отелях арендовали на 58% больше гостей Петербурга. Загрузка апартаментов всех категорий (три и четыре звезды) в прошлом году выросла на 5,2% и составила 81%. RevPAR увеличился на 18,3%, до 2122 рублей.

«Нужно понимать, что все эти операционные показатели в прошлом году — некое восстановление гостиничного бизнеса до тех результатов, которые могли быть, если бы не все негативные события, произошедшие в нашей стране и мире за последние годы»,— обратил внимание Сергей Данильченко, руководитель и сооснователь компании Hotel Advisors. По словам господина Данильченко, 2024 год может стать пиком текущего экономического цикла. Рост тарифов на размещение может повлечь снижение загрузки в некоторых сегментах и смещение спроса. В некоторых локациях спрос может затормозиться или пойти на спад. Кроме этого, аналитик прогнозирует дальнейшее перераспределение спроса между городами и регионами в зависимости от роста цен на размещение.

Тенденцию, что россияне перестали ездить только в основном в столичные города, как это было в 2022 году, и начали открывать для себя Нижний Новгород, Мурманск, Калининград и другие, отмечает и Ксения Безбородова, руководитель команды по развитию бизнеса СЗФО российского сервиса онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru. «Хотя Петербург тоже растет. В любом случае наш город остается привлекательным местом для большинства россиян»,— уточнила госпожа Безбородова.

По информации Ostrovok.ru, средний тариф по Петербургу за 2023 год был равен 4768 рублям, это на 7% больше по сравнению с 2022 годом. Продолжительность проживания составила три дня — почти столько же, как годом раньше. Средний чек гостя также вырос на 7% и составил 13 642 рубля. Количество бронирований с 2022 года выросло на 23%, а стоимость (средняя цена всех бронирований через сервис) — на 33%.

Александра Тен

Вся лента