Чиновники просят уступить дорогу
В правительстве РФ «отприоритизируют» инфраструктурные проекты Санкт-Петербургской агломерации
Участники совещания по вопросам развития агломерации Санкт-Петербурга не сошлись во взглядах по поводу очередности реализации двух крупных транспортных проектов — ШМСД и КАД-2. Теоретически все были согласны с комплексным подходом к строительству двух магистралей, однако возможный дефицит финансов, как отмечалось, может потребовать определения приоритетов. Владимир Путин поручил в двухнедельный срок выработать оптимальное решение. Эксперты также расходятся во мнении о том, какой из магистралей следует отдать предпочтение.
В минувшую пятницу, 26 января, в городе состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития агломерации Санкт-Петербурга с участием президента Владимира Путина. На встрече, помимо констатации важности развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области и перечисления реализуемых проектов в различных сферах, детально обсуждали инфраструктурные стройки будущего, частично или полностью финансируемые за счет федерального бюджета. Дискуссия возникла по поводу того, какому из проектов — Широтной магистрали скоростного движения или второй кольцевой автодороге (КАД-2) — следует отдать предпочтение в случае дефицита бюджетных средств.
Вице-премьер Марат Хуснуллин, представляя на совещании проект КАД-2, заявил, что первый этап КАД-2 может быть спроектирован и построен в течение ближайших 3,5 лет. «По вашему поручению госкомпанией "Автодор" подготовлено технико-экономическое обоснование нового кольцевого маршрута вокруг Санкт-Петербурга»,— сказал он, обращаясь к президенту Владимиру Путину, подчеркнув, что в настоящее время восточная часть КАД работает на пределе. «Мы подготовили общую трассировку. Это порядка 348 км, <…> из них 112 км мы планируем построить чисто новые в два этапа. Первоочередной этап проходит от М-11 "Нева" до примыкания региональной дороги в районе Кузьмолово протяженностью 87 км и стоимостью около 200 млрд в ценах соответствующих лет. Именно на этом участке прогнозируется наибольшая интенсивность дорожного движения. У нас деньги обеспечены в пятилетнем плане на 2027–2028 год, я разговаривал с Антоном Германовичем (министр финансов РФ Антон Силуанов.— «Ъ-СПб»), при принятии решения мы можем сдвинуть влево и начать строить и проектировать уже в этом году. Более того, считаем, что при наличии финансирования за три с половиной года мы эту дорогу построим»,— сказал господин Хуснуллин.
В свою очередь, министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что реализацию проекта КАД-2 следует отложить на более поздний срок. «Мы посмотрели проекты с точки зрения транспортно-экономического баланса и эффективности. Конечно, у нас на сегодняшний момент представляется эффективной реализация Широтной магистрали скоростного движения. Мы посчитали: несмотря на то, что проект достаточно дорогой, учитывая его прохождение в плотной городской среде, но очень серьезные городские потоки, поэтому проект весьма окупаемый. Поэтому, может быть, здесь с этой точки зрения, например, КАД-2 все-таки чуть-чуть сдвинуть вправо, а Широтная магистраль скоростного движения нам представляется из всех проектов одним из самых сейчас эффективных»,— отметил министр.
Главы двух регионов также не сошлись в приоритетах. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил: «Если эти два проекта увязывать между собой, то — да, два проекта можно увязать. Если денег нет и считать первоочередность, то первоочередность — это Широтная магистраль».
Глава Ленобласти Александр Дрозденко выступает за комплексное решение в реализации обоих проектов: «Иначе комплексной работы не получится, потому что разгрузки не будет. То есть, будет кусок работать один и будет кусок работать два, а разгрузки не будет».
Господин Решетников снова апеллировал к прогнозируемой загрузке магистралей: «ШМСД нужен больше текущим жителям города, а обход — он, скорее, нужен там под будущий девелопмент, под будущую стройку или под ту стройку, которая уже сделана, но транспортная какая-то инфраструктура в полной мере не обеспечена. При этом если посмотреть потоки, то потоки отличаются в разы. По нашим прикидкам, у нас по ШМСД в первый год поток будет 40 тыс. автомобилей в сутки, а к 32-му году, то есть через два, выйдут на 100 тысяч. А что касается КАД-2, даже целиком, у нас там максимум к 40-му году 14 тысяч только автомобилей в сутки. Учитывая то, что у нас транзит все равно не восстановится в таком объеме, надо, мне кажется, тут внимательнее посмотреть на эти транспортные моменты». А затем министр выдвинул решающий, по его мнению, аргумент: «По сути, мы говорим об одних и тех же бюджетных деньгах, которые надо внутри отприоритизировать. У нас все-таки достаточно много мы сейчас дорожных строек начали, и мы видим, что по действующей программе есть, скажем так, скрытый дефицит. Понятно, что коллеги рассчитывают, что вы всегда деньги добавляете <…>, но мы видим, что эти дельты стали уже такие, ну, по красным линиям идем».
В итоге Владимир Путин, выслушав все мнения, поручил правительству (и помощнику президента Максиму Орешкину) в течение двух недель найти оптимальное и взвешенное решение по финансированию и срокам упомянутых проектов.
Опрошенные «Ъ-СПб» эксперты также разошлись во мнении по поводу приоритетности ШМСД и КАД-2. Так, глава Ассоциации строителей и поставщиков дорожной отрасли (АСДОР) Юрий Агафонов однозначно назвал первоочередной задачей строительство ШМСД, при условии нехватки средств на одновременное строительство и Широтной магистрали, и второго кольца. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, напротив, считает, что более целесообразным с точки зрения приоритетов является строительство КАД-2 с последующим подключением ШМСД. Эксперт также отметил, что в текущих условиях наибольшая эффективность может быть достигнута при реализации обоих проектов. «Глобально при строительстве ускоренно КАД-2 и ШМСД оба проекта будут завершены в более короткие сроки и дадут больший синергетический эффект»,— сказал господин Бурмистров.