Новые деньги
Про второй сезон сериала «Позолоченный век»
Финал второго сезона сериала «Позолоченный век» пришелся на конец года и в предпраздничной суете остался незамеченным. «Коммерсантъ Стиль» — о том, почему его нельзя пропустить.
«Позолоченный век» — это американская версия «Аббатства Даунтон», сериал от того же создателя, Джулиана Феллоуза, который рассказывает о жизни высшего общества Нью-Йорка конца 1800-х годов. Главные герои вымышлены, но обстановка и эпоха определенно не являются таковыми — а потому сериал понравится тем, кто в восторге от костюмированных исторических драм в современном прочтении.
«Золотой век» начался вскоре после Гражданской войны и ознаменовал бум экономики северных штатов. Это было время, когда Асторы и Вандербильты становились элитой, когда шли настоящие социальные войны между «старыми» и «новыми деньгами». Тогда началась промышленная революция, зарождалось движение суфражисток, появились первые профсоюзы, получили начало многие геополитические процессы и завоевания, плодами которых мы пользуемся и сейчас (в частности, ограничение и дальнейший запрет детского труда, первые антимонопольные законы). Все моменты эпохи показаны в сериале — в идеально выстроенных кадрах все красиво, гладко, интерьеры роскошны, а действующие лица — всегда одеты с иголочки, с идеальными укладками и макияжем, а бороды мужчин выглядят, как после крутого современного груминга.
С ростом экономики произошел подъем промышленной элиты и недавно разбогатевшие семьи, по сути, придумавшие само понятие «новые деньги», не могли похвастаться социальным происхождением, но пытались компенсировать это чрезмерной демонстрацией своего богатства. «Эти люди были необыкновенными. Вы можете понять, почему они напугали старую гвардию — они не видели границ», — рассказывал Феллоуз о своем сериале в одном из интервью. «Они хотели построить дворец — они его строили. Хотели купить яхту — покупали. А старая гвардия в Нью-Йорке была совсем не такой, и вдруг на их головы обрушился вихрь гламура и моды. Они начали строить дворцы на Пятой авеню и постепенно продвигались дальше на север — так между новыми и старыми семьями возникло большое соперничество. "Новые" создали ту самую культуру роскоши и потребления, которая сохранилась до сих пор». Само название «Позолоченный век» взято из книги Марка Твена «Позолоченный век: Повесть о сегодняшнем дне». В ней Твен и его соавтор Чарльз Дадли Уорнер сравнили ситуацию в Америке тех лет с «позолотой», мишурой — то есть процессом, при котором тонкий слой золота наносится поверх другого, менее ценного материала, чтобы создать видимость благополучия, роскоши и богатства.
В сериале мы видим полную аналогию с «Аббатством Даунтон» — автор использует вымышленных персонажей для представления архетипов эпохи: светские люди со старыми деньгами из респектабельных семей высшего общества, промышленные бароны, стремящиеся к карьерному росту, богатые, но неродовитые невесты, обедневшие аристократы — искатели приданого. Из реального мира мы встречаем Оскара Уальда, на премьеру одной из постановок которого собрался (естественно) весь высший свет, мелькает президент США, да во время сцены открытия Бруклинского моста мы видим семейную пару Реблингов -инженеров, которые и в самом деле его строили.
Актерский состав подобран идеально: Кристин Барански, Синтия Никсон играют сестер по старым деньгам — первая сумела найти богатого мужа и сохранила свой взгляд на мир. А второй (героине Никсон) не так повезло, и она вынуждена полагаться на свою сестру, стать ее компаньонкой, жить за ее счет. В каком-то смысле они представляют две стороны медали «старых денег» — сестры являются в сериале фигурами, вокруг которых строится повествование. Также во втором сезоне «Века» участвуют Таисса Фармига (младшая сестра знаменитой Веры Фармиги), Луиза Джейкобсон (дочь Мэрил Стрип), Кэрри Кун, Морган Спектор, Дени Бентон, и другие.
Костюмы в этом сериале являются одним из ключевых моментов: они сложные, тщательно выполненные, дорого выглядящие — причем, как у мужчин, так и женщин. Все помнят, что корсеты были незаменимым предметом туалета викторианских женщин, они поднимали и поддерживали грудь, делали живот плоским и в целом добавляли женской фигуре стати и стройности. Но — что общеизвестно- они были неудобными в носке и сильно ограничивали движения. Поэтому в сериале художники по костюмам во главе с Касей Валицкой-Мэймон стали одевать своих актеров в такие же корсеты, но с современной ноткой дополнительного комфорта, добавив эластичных материалов, которых в те годы просто не существовало. Да, и во время многочасовых съемок костюмеры помогали актерам расстегивать костюмы и корсеты, чтобы дать им время передохнуть.
Помимо привыкания к костюмам, актерам пришлось и работать над акцентами. Так, исполнительница роли Берты Рассел, жены промышленника Джорджа Рассела, рассказывала, что она говорила в кадре со среднеатлантическим акцентом, и времени подготовиться было не так много. «Я не Мерил Стрип — у меня нет года, чтобы создать персонаж. — замечает она. — Я не тренируюсь годами, чтобы показать пловчиху, как Аннетт Беннет в "Найяде", я работаю над своим персонажем каждый день».
На днях стало известно, что сериал решили продлить на третий сезон — определенно, с «Золотым веком» HBO напали на новую золотую жилу, пусть и более скромную, по сравнению с «Аббатством Даунтон».