Объединитесь, миллионы
Редактор приложения «HR-технологии» Анастасия Мануйлова — о том, что может сплотить сотрудников
Обычно у «HR-технологий» нет главной темы номера — обычно тот список историй, которые мы хотим уместить в очередной выпуск, оказывается довольно длинным, а их содержание достаточно разномастным. Но при подготовке этого номера, когда я еще раз посмотрела на все подготовленные материалы, я поняла, что в этот раз главная тема у нас все-таки есть.
Это тема объединения сотрудников в различные сообщества — и то, как эти объединения эволюционировали за последние 100–150 лет. Понятно, что в этот конкретный период история их развития начинается с профсоюзов, и в своем интервью нам член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин подробно объясняет, почему уже в 1918 году в России они утратили свои основные функции и превратились, по сути, в орган социальной защиты, занятый только распределением путевок в санатории. В современной России у профсоюзов, напротив, оказалось несколько возможных путей развития — часть были восстановлены крупными промышленными компаниями и стали выполнять функции, аналогичные возложенным на них в советское время. Другие, напротив, проявили способности к самоорганизации и, став относительно независимыми от работодателей, смогли периодически инициировать различные забастовочные акции.
Впрочем, сейчас, когда на рынке труда растет конкуренция за самых разных сотрудников, потребность в последних, скорее всего, будет падать, а в первых, почти полностью подконтрольных компаниям,— расти. Более того, работодатели последние годы сами все активнее побуждают сотрудников вступать в разные корпоративные сообщества, от спортивных до волонтерских. Новейший тренд — создание внутренних профессиональных сообществ, которым посвящено исследование СберУниверситета. По оценкам его автора, такие сообщества могут быть на большинстве крупных российских предприятий, а их численность измеряется тысячами человек.
Понятно, что компании, создавая такие корпоративные комьюнити, не пытаются перехватить повестку у оставшихся в живых профсоюзов напрямую, но тем не менее с помощью сообществ работодатели косвенно улучшают условия работы для сотрудников и снижают вероятность их недовольства. Впрочем, полностью контролировать те социальные эффекты, которые могут родиться от общения занятых на одном предприятии, невозможно, а значит, у объединений, которые изначально задумывались как исключительно образовательные, возможно, есть и иной потенциал.
Вот так в целом можно обрисовать смысловое ядро нашего нового выпуска — и я надеюсь, что он покажется вам, нашим читателям, достаточно интересным, чтобы ждать следующего. А в ежедневном режиме истории про рынок труда, российский и международный, HR-технологии и прочее можно читать в моем тг-канале «Человеческий фактор». До встречи там!