Дело Камилы Валиевой приняло дисквалификационный оборот
CAS применил к российской фигуристке самое жесткое наказание
Одним своим решением Спортивный арбитражный суд (CAS), скорее всего, лишил сборную России золотой медали, завоеванной на прошлогодней Олимпиаде в Пекине в командном турнире по фигурному катанию, а также завершил карьеру самой яркой и популярной отечественной фигуристки последних лет. CAS, рассмотрев один из сложнейших допинговых случаев в истории спорта, назначил для Камилы Валиевой наиболее суровое среди возможных наказаний — четырехлетнюю дисквалификацию, не учтя ни юного возраста спортсменки на момент совершения нарушения, ни тот факт, что обнаруженный в ее предолимпийской пробе препарат едва ли мог способствовать улучшению результатов.
Спортивный арбитражный суд обнародовал резолютивную часть решения по делу российской фигуристки Камилы Валиевой. Оно вызвало шоковый эффект в российском спортивном сообществе. Дело в том, что CAS дисквалифицировал спортсменку на четыре года, притом что дисквалификация означает медальные потери для российской сборной в целом и притом что версия насчет того, что Валиева отделается куда более мягким наказанием, еще недавно представлялась чрезвычайно актуальной.
Процесс, итог которому подвела высшая спортивная арбитражная инстанция, был фактически беспрецедентным по сложности. О том, что в пробе Камилы Валиевой, на тот момент безусловного лидера в мировом женском одиночном катании, взятой в декабре 2021 года на чемпионате России в Санкт-Петербурге, был обнаружен запрещенный препарат триметазидин, стало известно спустя полтора месяца, по ходу Олимпиады в Пекине, вскоре после завершения командного турнира. Российская сборная выиграла его, опередив американцев, во многом благодаря Валиевой. Она принесла команде 20 очков из 74, первенствовав как в короткой, так и в произвольной программе.
Выяснилось, что Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), узнав о пробе с опозданием (ее проверяла лаборатория в Стокгольме, задержку с тестом объяснявшая карантином из-за эпидемии коронавируса), временно отстранило спортсменку от соревнований, но отстранение было успешно оспорено в независимом дисциплинарном комитете. Между тем Международный олимпийский комитет (МОК), который из-за истории с Камилой Валиевой отложил официальную церемонию награждения призеров пекинского командного турнира, Всемирное антидопинговое агентство (WADA), а также Международный союз конькобежцев (ISU) не согласились с его позицией и подали апелляции в CAS. Протесты были отклонены.
Тогда в CAS заявили, что временное отстранение на Камилу Валиеву не может быть наложено из-за исключительных обстоятельств. Дело в том, что как несовершеннолетняя спортсменка (16 ей исполнилось в апреле 2022 года) Валиева в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом являлась на момент взятия пробы и участия в Олимпиаде так называемым защищенным лицом. Такой статус предполагает возможность особого отношения к спортсмену в тех ситуациях, когда он совершает нарушение регламента, например, в виде существенного, вплоть до предупреждения, смягчения наказания.
Камила Валиева была допущена к выступлению в личном олимпийском турнире, но заняла в нем только четвертое место.
РУСАДА, которое международные спортивные власти обязали провести расследование инцидента с фигуристкой, отчиталось о его завершении в середине сентября 2022 года. А позже дисциплинарный комитет РУСАДА, формально являющийся независимым органом, констатировав, что Камила Валиева совершила допинговое нарушение, не нашел в ее действиях признаков «вины или халатности» и посчитал недопустимым применение в отношении фигуристки каких-либо санкций, кроме аннулирования результатов, показанных в тот день, когда она сдала положительную пробу. Так что единственным наказанием для Камилы Валиевой, по его мнению, могло быть лишение ее золота, завоеванного на петербургском чемпионате России.
С такой трактовкой не согласились сразу три структуры. Причем вместе с WADA и ISU с апелляцией в CAS обратилось и РУСАДА. Исковые требования у них были разные. WADA добивалось для Камилы Валиевой максимальной — четырехлетней — дисквалификации с аннулированием всех результатов, показанных после положительного теста. ISU был согласен на двухлетнее, почти символическое, отстранение. РУСАДА на самом деле стремилось лишь к признанию вины фигуристки с «надлежащими последствиями», которые, как оно указывало, могут быть сведены к предупреждению. Из документов, опубликованных CAS, следовало, что Камила Валиева по-прежнему настаивает на невиновности, а ее сторона согласна на «компромиссный» вариант — похожий на тот, что предложил ISU.
При этом создавалось впечатление, что вероятность арбитражного успеха, хотя бы относительного, российской спортсменки довольно велика.
Потенциальные смягчающие обстоятельства были под рукой — в виде юного возраста, заключений специалистов о неэффективности триметазидина в качестве средства, улучшающего результаты, и даже двух прецедентов. В 2018 году CAS радикально сократил дисквалификации американской пловчихе Мэдисин Кокс и российской бобслеистке Надежде Сергеевой, в чьих пробах был обнаружен тот же препарат в незначительной, как у Камилы Валиевой, концентрации. Но с фигуристкой он обошелся предельно сурово, указав на то, что она, чтобы смягчить санкции, «должна была доказать» по крайней мере «ненамеренный» характер нарушения, но не сумела этого сделать.
Для самой Камилы Валиевой такая дисквалификация, несмотря на то что она отсчитывается «ретроспективно», с 25 декабря 2021 года, а следовательно, большая часть срока отстранения уже осталась позади, все равно выглядит страшным ударом. В отличие от опередивших ее в Пекине в личном турнире других фигуристок сборной России — обладательниц золотой и серебряной медалей Анны Щербаковой и Александры Трусовой, в минувшие месяцы катавшихся лишь в шоу, она продолжала активно соревноваться на внутренней арене (соревноваться на международной не позволяют введенные ISU после начала специальной военной операции на Украине и до сих пор не снятые санкции). Ее, как это было на чемпионатах России 2022 и 2023 годов, часто опережают еще более молодые спортсменки — такие как Софья Акатьева и Аделия Петросян, но взявшая на национальных первенствах серебро и бронзу Камила Валиева все-таки уверенно держится в элите и сохраняет элитный технический контент вкупе с колоссальной популярностью у болельщиков. Если бы российских фигуристов вернули в топ-состязания, она бы точно была претенденткой на их награды.
Теперь же ей придется лишиться соревновательной практики на без малого два года. А в случае с фигуристками возраста Камилы Валиевой такие паузы обычно означают крах карьеры.
Нет ничего странного, что вердикт CAS вызвал вал эмоциональных заявлений представителей российского спортивного и политического истеблишмента, называвшего его «несправедливым», «изуверским» и «лишенным здравого смысла». Прокомментировал решение даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он предпочел использовать определение «политизированное». Спортивный менеджер Андрей Митьков отчасти с ним согласился. «Понятно было, что в той политической ситуации, которая сложилась сейчас, трактовка CAS могла быть только максимально жесткой. Впрочем, понятно было, и что, как ни крути, имелся факт нарушения, и что оно не останется безнаказанным. При этом для меня очевидно, что защита провалила процесс: ведь там было за что зацепиться даже в нынешних непростых реалиях»,— сказал эксперт.
Нет ничего странного и в том, что полностью удовлетворено вердиктом оказалось WADA. В посвященном ему заявлению агентство охарактеризовало «детский допинг» как «непростительное» злодеяние и призвало правительства рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за поставку стимулирующих препаратов несовершеннолетним.
После обнародования решения CAS не совсем умерла одна важная интрига. Она связана с медалями, добытыми Камилой Валиевой. В заключении CAS говорится о том, что ее наказание означает аннулирование всех результатов спортсменки, показанных с 25 декабря 2021 года. Однако арбитраж оговорился, что «последствия, связанные с ретроспективной дисквалификацией Валиевой на прошлых соревнованиях, в том числе на зимних Олимпийских играх 2022 года в Пекине, не входят в рамки данной арбитражной процедуры и должны быть рассмотрены соответствующими заинтересованными спортивными организациями».
Иными словами, CAS переложил определение судьбы пекинского золота сборной России и Камилы Валиевой, которая, судя по всему, лишится и высшей награды предолимпийского чемпионата Европы, на ISU и МОК.
А министр спорта РФ Олег Матыцин (его цитирует ТАСС) сразу же обратился к ним с призывом быть «независимыми и непредвзятыми» в вопросе с российской наградой: «Мы всегда придерживались и придерживаемся нулевой терпимости к допингу и делаем все необходимое для эффективной антидопинговой деятельности в России, это не раз подтверждено решениями конвенции ЮНЕСКО. При этом подчеркиваем, что ни один спортсмен не должен страдать от предвзятого отношения в угоду чьих-то политических интересов, международные инстанции должны ставить во главу угла защиту спортсменов, что, как видим сегодня, уже не является для некоторых из них первоочередной задачей».
Впрочем, сторона, которую напрямую затрагивает судьба золота, кажется, нисколько не сомневается, что все сложится в ее пользу. В своем заявлении генеральный директор Олимпийского и паралимпийского комитета США (USOPC) Сара Хиршленд, описав вердикт CAS как «победу» не только для спортсменов ее страны, но и «спортсменов всего мира, выступающих за чистые соревнования», призналась, что «предвкушает тот день, когда сможет от всего сердца чествовать этих спортсменов».
Правда, надо признать, что, если американской сборной «лишнее» золото позволит запрыгнуть с четвертого места в топ-тройку медального зачета Олимпиады, вытеснив из нее китайцев, то на положение сборной российской оно никакого принципиального влияния не окажет. И с пятью золотыми медалями она с девятой позиции никуда не денется.