Артисты-иноагенты ищут «руку Кремля»
Почему некоторые музыканты и комики столкнулись с «отменами» за рубежом
Российские артисты-иноагенты столкнулись с проблемами за рубежом. По их мнению, препятствия им создает Москва. Иностранные государства отменяют концерты звезд, задерживают их и даже лишают права на въезд. Только за минувшую неделю произошло три подобных случая. Первой с трудностями столкнулась группа «Би-2», солист которой Егор Бортник, он же Лёва, признан иноагентом. Музыкантов задержали в Таиланде 24 января и обвинили в нарушении миграционных правил. Сами они заявили, что в их задержании «не последнюю роль сыграло давление извне», связанное с их взглядами и позицией.
Кроме того, на проблемы пожаловались юморист Максим Галкин и рэпер Моргенштерн, которых Минюст также считает иноагентами. Подробности — в справке “Ъ FM”:
Группа «Би-2» в конце января дала два концерта в Таиланде, после которых артистов арестовали. Суд признал их виновными в организации шоу без разрешения на работу.
Музыканты утверждают, что проводили выступления официально и соблюдали все требования местного законодательства. При этом «ситуация и шум вокруг нее подсказывают, что не последнюю роль в задержании сыграло давление извне»,— говорится в заявлении коллектива.
Сейчас решается вопрос о депортации артистов. Производиться она должна в страну выдачи паспорта, по которому артисты въезжали в Таиланд. Для пяти из семерых участников группы это Россия.
С похожими проблемами столкнулся и Максим Галкин, признанный иноагентом. Он должен был выступать на Бали. Все необходимые для этого документы комик, по его словам, оформил. Однако уже в аэропорту артисту объявили, что въезд в Индонезию ему запрещен. Решение якобы было принято после того, как местные власти получили некое «письмо от правительства» России.
Для рэпера Моргенштерна, также признанного иноагентом, закрылись границы Объединенных Арабских Эмиратов. Здесь он прожил два года по туристической визе. Музыкант говорит, что причины, по которым он стал невъездным, ему неизвестны. Однако артист утверждает, что получил «неофициальную информацию», согласно которой некие «злые люди» захотели «усложнить ему жизнь» после того, как увидели, что он «встал на ноги» в Дубае.
Проблемы артистов-иноагентов не остались без внимания Москвы. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя инциденты, заявила, что в них «нет ничего удивительного», ведь «никому не нужны проблемы». При этом, по ее словам, «российские дипломаты оперативно и полноформатно доводят до страны пребывания позицию своей страны по теме СВО и всем связанным с ней вопросам».
Подобные контакты действительно могут происходить, полагает политолог Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова Виктор Мизин: «Речь, конечно, не идет о каких-то нотах. Есть огромное количество неформальных каналов, которые позволяют в дружественных странах доводить российскую точку зрения о том, что надо делать, и что не надо.
Для этого работают посольства, а также представители, думаю, очень влиятельные с учетом наших экономических связей. А в странах, являющихся для россиян туристическими направлениями, скорее всего, будет устная просьба. Хотя возможна передача каких-то списков, но только на сугубо неофициальной основе, что называется, из рук в руки. И подобная практика была и в Советском Союзе».
Не исключено, что артисты, которые пожаловались на проблемы, действительно нарушали правила иностранных государств. Участники «Би-2», например, признали, что поводом для их задержания стали «некорректно оформленные организаторами документы». Рэпер Моргенштерн, которого Минюст считает иноагентом, по утверждениям некоторых СМИ, не соблюдал антикоронавирусные меры ОАЭ. Кроме того, в интервью Ксении Собчак он сам рассказывал, как обходил некоторые местные ограничения.
Однако адвокат музыканта заявил, что его подзащитный не нарушал законов, при этом поводом для санкций в отношении него стал «анонимный донос» в правоохранительные органы Дубая. Правдоподобна ли такая версия? И что может ждать артистов за рубежом в будущем? “Ъ FM” обсудил эти вопросы с юристом Анастасией Бураковой, которую Минюст считает иноагентом: «Мы видим большое количество активистских групп, которые самостоятельно отслеживают публикации с анонсами каких-то зарубежных туров. Любой человек, у которого есть доступ в интернет, имеет возможность направить в электронном виде обращение или заявление. Этого механизма тоже нельзя исключать. О доносительстве говорят много, и, к сожалению, эта тенденция нарастает.
Конечно, другие страны со временем переориентируются на политику затяжного конфликта. Примерно год после февраля 2022-го даже ближайшие страны, входящие в СНГ, не реагировали на запросы России. Они настороженно смотрели, в какую сторону им повернуться. Однако со временем мы видим, что, например, в странах Центральной Азии есть некоторые уступки России.
Здесь все зависит от политической воли страны, насколько им это выгодно, безопасно с точки зрения международных отношений, потому что, например, у Таиланда достаточно давний и большой партнер — это США. И американские военные базы размещены на территории страны. Поэтому здесь у Кремля ограниченное количество сил и ресурсов, в том числе количество просьб в год, которые могут выполнить иностранные правоохранительные органы».
С проблемами за рубежом прежде сталкивались и другие российские артисты. Например, в начале января в Индонезии и Таиланде отменили концерты стендапера Руслана Белого, которого Минюст считает иноагентом. Причины, по которым выступления не состоятся, организаторы не раскрыли. Сам комик считает, что не проводить мероприятия попросила Москва.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".