Нижеподписавшихся посчитали
В Черноземье завершается сбор подписей для участия в президентской избирательной кампании
Завтра, 31 января, завершается срок сбора подписей для выдвижения кандидатами в президенты самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий. Не каждому удалось в регионах Черноземья собрать возможный максимум в 2,5 тыс. подписей, но некоторые кандидаты задачу даже перевыполнили. Эксперты считают, что наиболее заметно в ходе сбора подписей себя проявили Владимир Путин и Борис Надеждин из-за ситуации «консолидации вокруг флага» в первом случае и «появившейся возможности выразить протест» — во втором.
Штаб действующего президента Владимира Путина, идущего на выборы в качестве самовыдвиженца, 22 января подал в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) 315 тыс. подписей из 89 регионов России. Из списка региональных штабов, опубликованных на сайте кампании президента, следует, что подписи собирались во всех регионах Черноземья. Представители штаба Владимира Путина не смогли оперативно ответить на запрос «Ъ-Черноземье» о количестве собранных подписей в макрорегионе.
Глава штаба Бориса Надеждина в Воронеже Павел Сычев сообщил «Ъ-Черноземье», что на 29 января только в облцентре сторонники политика собрали 5301 подпись. Господин Сычев уточнил, что из собранных подписей 702 пришлись на жителей из других регионов. После проверки в ЦИК было подано 4750 подписей (из них 4098 — воронежцев и 702 — жителей других регионов).
У штаба господина Надеждина на прошлой неделе даже образовывались очереди, о чем свидетельствуют фото и видео в Telegram-канале штаба. Очереди наблюдал и корреспондент «Ъ-Черноземье»: так, 23 января у штаба стояло не менее 100 желающих оставить свою подпись за Бориса Надеждина. Представитель воронежского штаба господина Надеждина Александр Князев рассказал «Ъ-Черноземье», что в этот день оставили подпись 666 человек. Он отметил, что в начале сбора подписей их ставили в основном люди среднего возраста, а затем стала приходить и молодежь.
Штабам политика в других регионах Черноземья удалось собрать меньше подписей. По словам представителей белгородского штаба, сторонники Бориса Надеждина собрали в регионе 2785 подписей. В Липецкой, Курской и Орловской областях представители местных штабов заявили о сборе в каждом регионе около 2 тыс. подписей. В Тамбовской области собрали 1575 подписей. На конец прошлой недели, согласно сайту политика, его сторонникам удалось собрать около 200,9 тыс. подписей.
Другие потенциальные кандидаты в президенты России собрали меньше подписей в регионах либо предпочли не разглашать данные до их сдачи в ЦИК. Выдвинутый Российской партией свободы и справедливости Андрей Богданов рассказал «Ъ-Черноземье», что в каждом регионе Черноземья его сторонникам удалось собрать «от 2,6 до 3 тыс. подписей». Всего по стране политик смог собрать 163,8 тыс. подписей., из которых 105 тыс. прошли проверку, сообщал Андрей Богданов в конце прошлой недели в своем Telegram-канале. Пока господин Богданов не подавал подписи в ЦИК.
Сергей Бабурин, выдвинувшийся от партии «Российский общенародный союз», по данным на конец прошлой недели, собрал 112 тыс. подписей. Представители партии не смогли оперативно прокомментировать «Ъ-Черноземье» ситуацию со сбором подписей в макрорегионе. В опубликованных в Telegram-канале господина Бабурина точках сбора из Черноземья фигурирует только Орловская область.
Председатель Демократической партии России, выдвинувшей Ирину Свиридову, Александр Зорин заявил «Ъ-Черноземье», что «объявлять о результате сбора в партии не будут до его окончания». Ранее господин Зорин говорил ТАСС, что «процесс идет сложно» из-за «безоговорочной поддержки действующего президента» и «недостаточной подкованности граждан в тонкостях избирательного законодательства».
Кандидат от «Коммунистов России» Сергей Малинкович рассказал «Ъ-Черноземье», что в Воронежской и Белгородской областях его сторонникам удалось собрать по 3 тыс. подписей. В Липецкой — 2,5 тыс. подписей, в Тамбовской — 2 тыс. В Курской и Орловской областях собрали по 1 тыс. подписей. Суммарно за господина Малинковича оставили подпись 105 тыс. человек.
Самовыдвиженец Анатолий Баташев не сказал «Ъ-Черноземье»сколько подписей удалось собрать, но заявил, что сбор идет во всех регионах Черноземья и что «подписи там собирать проще» из-за близости к столице. Рада Русских, которая также намерена баллотироваться в качестве самовыдвиженца, не смогла ответить на запрос «Ъ-Черноземье».
Президентские выборы в России пройдут 15–17 марта. На сегодня регистрацию прошли представители трех парламентских партий: Леонид Слуцкий (ЛДПР), Владислав Даванков («Новые люди») и Николай Харитонов (КПРФ), которым по закону не нужно собирать подписи, а также действующий президент Владимир Путин. Чтобы зарегистрироваться кандидатами на выборы президента, представители непарламентских партий должны до 31 января подать в Центральную избирательную комиссию не менее 100 тыс. подписей. При этом от каждого региона допускается не более 2,5 тыс. подписей. От самовыдвиженцев требуется подача не менее 300 тыс. подписей.
Политолог Владимир Слатинов считает, что в ходе кампаний по сбору подписей наиболее «заметными» кандидатами оказались Владимир Путин и Борис Надеждин. «Доминирование действующего президента в информационной повестке и политической системе привело к проявлению поддержки со стороны значительной части общества. Часть электората искренне считает необходимым проявить эту поддержку в ситуации “консолидации вокруг флага”, а другая часть хочет показать демонстративную лояльность действующей власти»,— сказал господин Слатинов.
Сбор подписей за господина Надеждина и ситуацию с очередями у его штабов политолог связывает с «появившейся у критически настроенного к власти электората возможностью высказаться публично»: «Поскольку господин Надеждин активно пропагандирует мирную повестку, в отсутствие других легальных способов выразить протест для части электората поставить за него подпись — значит выразить свою позицию, прежде всего в плане мирной повестки и политической альтернативности. В городах-миллионниках, таких как Воронеж, традиционно проявляется либеральная повестка у заметной части городского класса».
Кампании других кандидатов политолог оценил как «почти незаметные в публичном поле» и добавил, что шансы на их регистрацию зависят от «попадания в модерируемый администрацией президента “рисунок” избирательной кампании».