«Дело Камилы Валиевой можно считать закрытым»
Владимир Осипов — о вердикте CAS в отношении фигуристки
Олимпийский комитет США надеется получить отобранное у России золото Игр в Пекине. По крайней мере, в организации заявляют, что такое решение уже принял Международный олимпийский комитет. Впрочем, официального сообщения МОК нет. Ранее Спортивный арбитражный суд дисквалифицировал на четыре года российскую фигуристку Камилу Валиеву. Минимальная концентрация препарата «триметазидин» была обнаружена в организме фигуристки в декабре 2021 года. Начиная с этой даты, спортсменку лишат всех наград и титулов, включая золотую олимпийскую медаль командного турнира в Пекине. Такое решение вынес Спортивный арбитражный суд. Вернуться на лед российская фигуристка сможет только в декабре 2025 года. Подробности — у спортивного обозревателя “Ъ FM” Владимира Осипова.
То, что Камилу Валиеву накажут за прием запрещенного препарата, не сомневался никто. Но даже в нынешней ситуации многие ждали более мягкого решения. Все-таки у арбитров CAS было из чего выбирать, например, предупреждение или дисквалификация на два года. Именно эти варианты казались вполне реальным развитием событий.
Некоторые юристы перед оглашением приговора даже говорили, что четырехлетняя дисквалификация невозможна, мол, чересчур, все это. Но в итоге именно на этот срок россиянку и отстранили. И здесь четко нужно понимать, что наличие препарата в своем организме Камила Валиева не отрицала. Нужно было лишь доказать, что триметазидин попал в ее организм случайно.
Тогда появилась версия о дедушке, который принимал это лекарство, и спортсменка якобы воспользовалась стаканом близкого родственника. Но в итоге доказать, что препарат, который, кстати, по словам врачей, повышает толерантность к физической нагрузке, увеличивает силу и выносливость, попал в организм спортсменки случайно не получилось.
Не исключено, что была попытка поменять версию с дедушкой, а подобное в CAS не любят, рассказал “Ъ FM” спортивный юрист Артем Пацев: «Подобного рода скачки от одной версии к другой всегда крайне негативно воспринимаются арбитрами. В этом случае они уже не уверены в том, что любая из них соответствует действительности, и задаются вопросом — нет ли на самом деле третьей, истинной, версии?»
Однако истории о попадании допинга в организм атлетов за все время борьбы с запрещенными препаратами были и покруче, чем у фигуристки. Спортсмены сетовали на губную помаду, разного рода кремы, включая интимную смазку, и даже секс с тем, кто эти препараты принимал. Любопытно, но практически всем атлетам нероссийского происхождения удалось убедить арбитров в своей правоте. Нашим же так не везло никогда.
И все же, по мнению спортивного юриста Артема Пацева, арбитры CAS опасаются, что их могут обвинить в предвзятости: «Не думаю, что серьезное влияние оказала какая-то политическая позиция тех или иных арбитров. Они, как правило, заботятся о своей репутации, о том, чтобы не было каких-то подозрений по поводу влияния на них каких-то иных факторов, кроме материалов дела. Ведь это может сильно ударить по их карьере, они этого очень боятся».
Тем временем претензии к арбитрам Спортивного арбитражного суда предъявить можно, уверен председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев: «Это решение не соответствует Всемирному антидопинговому кодексу, стандарту и общероссийским антидопинговым правилам.
Арбитры не учли возраст спортсменки: на момент обнаружения запрещенной субстанции ей было всего 15 лет, это защищенный атлет. Максимально возможное наказание в данном случае — два года дисквалификации».
В свою очередь, в Кремле также отреагировали на вердикт по делу Камилы Валиевой. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что если есть какие-то механизмы апелляции, то они должны быть задействованы. С юридической точки зрения такое возможно, если обратиться в Верховный суд Швейцарии. Но это, во-первых, очень дорого, а, во-вторых, перспективы положительного решения точно не велики.
Теперь нам остается только ждать решения Международного союза конькобежцев, который должен либо оставить золотые олимпийские медали Пекина у других российских участников командного турнира фигуристов, кроме Валиевой, либо отобрать награды. Но чем закончится обсуждение этого вопроса в начале февраля, понятно уже сейчас. Так что дело Валиевой можно считать закрытым.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".