Как рыба в беде
Уровень Волги в районе Астрахани опустился до минимального за 60 лет
После того как губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин заявил об очередных проблемах на Волге из-за снижения уровня воды, Федагентство водресурсов согласовало в течение шести дней увеличение сбросов воды. Ответственная за контроль ситуации межведомственная группа рекомендовала продлить их до 10 февраля. В середине января был зафиксирован минимальный уровень воды в Волге — 193 см. На данный момент он составляет 216 см, однако, по мнению экспертов, региону еще не хватает метра до приемлемого уровня воды. Эксперты отмечают, что и увеличенных попусков может не хватить для стабилизации ситуации, а на уровень воды влияют не только антропогенные факторы, но и природные — недостаток осадков.
О проблемах, связанных с уровнем воды в Волге, сообщила в середине января пресс-служба губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. С 19 до 25 января сбросы воды на гидроузле Волжской гидроэлектростанции были увеличены до 4,7 тыс. куб.м. Таким образом Федеральное агентство водных ресурсов отреагировало на обращение главы региона. «С началом ледостава в дельтовых районах наблюдались перебои в работе водозаборных сооружений, а также заморы (рыбы. — «Ъ»)»,— объяснили чиновники.
Заседание межведомственной группы, на котором должны были обсудить прогноз по наполняемости водохранилищ и необходимые величины сбросов с гидрокаскадов, было назначено на 23 января. Однако в указанный день правительство Астраханской области ничего не сообщило. «Ъ» обратился за разъяснениями в пресс-службу губернатора, где от комментариев отказались. О результатах увеличения сбросов официально не сообщалось.
В Волго-Каспийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству «Ъ» объяснили, что уровень воды зависит от ряда факторов: величина попусков, ледообразование «и в случае дельтовых водотоков — сгонно-нагонные ветра». «Объемы попусков определяются искусственным регулированием с учетом имеющихся правил использования водных ресурсов водохранилищ, рекомендаций межведомственной рабочей группы по управлению работы Волжско-Камского каскада водохранилищ и указаний Росводресурсов»,— сообщили в ведомстве.
«Среднедекадные показатели расхода и уровня воды были ниже как многолетнего уровня, так и величин прошлого года. На фоне таких попусков уровень воды в реке Волге снизился к 16 января до 193 см по водопосту Астрахань. Ниже такой отметки он опускался только в декабре 1960 года. Помимо отрицательного влияния на условия обитания (рыбы. — «Ъ»), экстремальное снижение уровня воды негативно сказывается на работе водозаборных устройств осетровых рыбоводных заводов в дельте Волги»,— отметили в Росрыболовстве.
В первой и второй декаде января сбросы воды через Волгоградский гидроузел «выполнялись расходами 4500–4760 куб. м». За период сброса увеличенных попусков воды до 4,7 тыс. куб. м (плюс-минус 100 куб. м) уровень воды составил с 25 января 216 см. Тем не менее, и этот показатель «остается ниже среднемноголетних величин более чем на метр». В Росрыболовстве уточнили, что Межведомственная группа по регулированию каскада рекомендовала увеличить до 10 февраля попуски до 4,9 тыс. куб.м.
«С начала года на территории осуществления полномочий управления зафиксирован один случай массовой гибели водных биоресурсов в ерике Поперечный в Камызякском районе Астраханской области. На участке около 120 метров был обнаружен замор молоди водных биоресурсов в количестве 9420 экз. (густера — 25%, вобла — 25%, уклея — 35%, серебряный карась — 5%)»,— рыба задохнулась, уточнили в Росрыболовстве.
Ранее «Ъ» писал об ученых, пытавшихся обратить внимание властей на проблему обмеления дельты Волги (см. «Ъ» № 58 от 5 апреля 2023 года). Из-за снизившегося уровня Каспия и других факторов, среди которых также и антропогенные, к примеру, дноуглубительные работы и непродуманный график сбросов воды, практически исчез один из символов Астрахани — вобла (см. «Ъ» № 116 от 30 июня 2023 года). Министерство сельского хозяйства области установило запрет на ее вылов, но уже после окончания промыслового сезона.
Замдиректора ФБГУ «Астраханский государственный биосферный заповедник» Кирилл Литвинов объяснил «Ъ», что зимние заморы возникают при недостатке свежей воды, когда зимой встает лед и отсекает связь между воздухом и водой. «Это значение (увеличенного сброса. — «Ъ») до уровня средней межени не доходит, когда в реках настолько мало воды, что не хватает даже для того, чтобы обеспечить естественный кислородный режим»,— рассказал господин Литвинов.
Корнем проблем собеседник назвал сокращение количества осадков на водосборной площади в масштабах всего бассейна Волги. «Я не решусь сказать, сколько здесь человеческого влияния: потребления, выбросов и так далее. Это могут быть какие-то естественные, многолетние природные циклы»,— отметил эксперт.
Немаловажным Кирилл Литвинов назвал «сведение лесов, особенно в водоохранных зонах». «Если снег выпал на лес, то большая часть воды попадает в ручьи или реки. Если же снег или дождь выпал на пашню, то большая часть воды испарится в атмосферу обратно, а меньшая попадет в реку»,— объяснил ученый.
«Когда воды не хватает, регионы начинают между собой ее делить, ругаться, кому эта вода достанется. Учитывая, что имеется каскад водохранилищ, какие-то регионы имеют возможность действовать в своих интересах, придерживая сброс, или спускать воду вниз», — предположил собеседник.
Среди других причин происходящего на Волге Кирилл Литвинов назвал падение уровня Каспия. «Когда уровень высокий, он создает подпор: нужно меньше волжской воды, чтобы затопить те же нерестилища»,— уточнил он. Сейчас Каспий на 29 м ниже мирового океана. Эксперт полагает, что увеличенных сбросов недостаточно для восстановления запасов и уровня воды. Для стабилизации ситуации нужно не увеличивать объемы в тот или иной момент, а подавать воду вовремя, к примеру, когда рыба выходит на нерест. По словам ученого, именно этого не происходит в Астрахани.
Собеседник отметил, что оценить причиненный популяциям рыб ущерб можно будет только в марте, когда сойдет лед. Нынешнюю оценку Росрыболовства он назвал предварительной.