Schaeffler прибавит «ГАЗу»
Ульяновский производитель автокомпонентов с новым собственником расширит географию поставок
Новый собственник ульяновского завода по производству автокомпонентов ООО «Шэффлер Рус» — компания «Промавтоконсалт» — намерен восстановить прежние поставки на заводы «Группы ГАЗ» и в РЖД, прежде остановленные из-за западных санкций, а также начать поставки на ульяновский автозавод «УАЗ». В ближайшее время «Промавтоконсалт» проведет ребрендинг ульяновского завода, сменив его название. Работу компании «Шэффлер Рус» губернатор региона Алексей Русских намерен обсудить с президентом «Группы ГАЗ». По данным правительства региона, «Группа ГАЗ» также планирует начать производство нового российско-китайского автомобильного двигателя на площадях Ульяновского моторного завода.
Во вторник на заседании штаба по комплексному развитию региона губернатор Ульяновской области Алексей Русских сообщил о предстоящем в середине февраля визите в регион президента «Группы ГАЗ» (холдинг, консолидированный вокруг ПАО «ГАЗ») Вадима Сорокина. Как отметил губернатор, на встрече с ним планируется обсудить перспективы развития Ульяновского моторного завода (АО «УМЗ», принадлежит «Группе ГАЗ») и «реализацию нового, совместного с китайской компанией проекта по производству двигателей». Кроме того, отметил глава региона, «одна из компаний „Группы ГАЗ“ сейчас покупает завод Schaeffler в индустриальном парке „Заволжье“». «И это еще одно направление стратегического сотрудничества региона с „Группой ГАЗ“»,— сказал Алексей Русских.
Завод Schaeffler (ООО «Шэффлер Рус», зарегистрировано в Ульяновске в ноябре 2012 года, 100% принадлежало немецкому холдингу Schaeffler) начал свою работу в октябре 2014 года. Завод занимался производством подшипников для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также других автокомпонентов. В связи с западными санкциями в отношении «Группы ГАЗ» еще в декабре 2022 года Schaeffler принял решение выйти из российского бизнеса и продать его входящему члену наблюдательного совета Porsche, австрийскому предпринимателю Зигфриду Вольфу за $10,6 млн. По неофициальной информации, договор был подписан, но сделка должна была получить одобрение российских властей.
Зигфрид Вольф имел ранее непосредственное отношение к российскому автопрому, он также с 2010 года был председателем совета директоров ПАО «ГАЗ».
Как ранее сообщал «Ъ», ссылаясь на информацию немецкого журнала Der Spiegel, в апреле минувшего года господин Вольф написал письмо президенту России Владимиру Путину, предложив помощь в восстановлении российской автомобильной промышленности. Он предлагал возобновить производство автомобилей принадлежащего VW бренда Skoda, изменив их внешний вид с использованием «характерных черт» моделей «Волга» и «Победа», «возродить легендарный российский бренд „Волга“». При этом он отмечал, что заниматься этой программой должна компания «Промавтоконсалт», которая, по некоторым данным, связана с австрийским бизнесменом. Сама Schaeffler в своем годовом отчете за 2022 год также сообщала о намерении продать «Промавтоконсалту» свои активы, сообщало агентство «Интерфакс».
Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «Промавтоконсалт» (консультирование по вопросам коммерческой деятельности, оптовая торговля автодеталями) зарегистрировано в Москве в сентябре 2022 года, с 9 января компания находится в процессе реорганизации в форме преобразования. Гендиректор и владелец компании (99,9%) — Александр Горлов.
В ноябре 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, которое разрешило компании «Промавтоконсалт» приобрести российский бизнес немецкого производителя автомобильных деталей Schaeffler. А вскоре из данных ЕГРЮЛ стало известно, что с 15 декабря 2023 года 100% ульяновского завода автокомпонентов ООО «Шэффлер Рус» перешло в собственность «Промавтоконсалта».
Компания «Шэффлер Рус» по итогам 2022 года (данные ФНС) имела выручку 734 млн руб. и убыток 299 млн руб., в то время как в 2021 году ее выручка составляла 1,762 млрд руб. и чистую прибыль 76 млн руб.
Заместитель председателя правительства Ульяновской области Сергей Васин (курирует инвестиционную деятельность) пояснил «Ъ», что «Шэффлер Рус» хотя и просел в производстве компонентов, тем не менее «ни на день не останавливал работу». По его словам, после того как завод прекратил поставки автокомпонентов в «Группу ГАЗ», он переориентировался на не находящийся под санкциями «АвтоВАЗ», для которого производит трансмиссию, сейчас запускает линейку сцеплений. Новый собственник, по словам господина Васина, постепенно намерен увеличить штат предприятия с сегодняшних 95 до 120 сотрудников, а затем еще наращивать численность специалистов по мере поступления новых заказов. Новый собственник также намерен вернуться к поставкам деталей для РЖД, начать с апреля поставки автокомпонентов (сцеплений) для автозавода ООО «УАЗ», вероятно, в дальнейшем будут проводиться разработки для поставки автокомпонентов на «ГАЗ», пояснил господин Васин, заметив, что «сейчас новый собственник также занимается ребрендингом компании, поскольку сохранять прежний бренд он не имеет права», но пока неизвестно, как будет называться компания. По словам вице-премьера, ближайшая встреча с новым собственником по обсуждению планов завода состоится в конце февраля. Подтверждать взаимосвязь «Шэффлер Рус» с «Группой ГАЗ» в правительстве области отказались.
В «Группе ГАЗ» принадлежность к холдингу нового владельца завода «Шэффлер Рус» не подтвердили, ответив на запрос «Ъ», что «”Промавтоконсалт” не входит в „Группу ГАЗ“». Вопрос «Ъ», насколько «Группа ГАЗ» заинтересована во взаимодействии с «Шэффлер Рус» в части поставок автокомпонентов, в холдинге оставили без ответа.
Раскрывать подробности совместного проекта «Группы ГАЗ» и китайской компании господин Васин не посчитал возможным, сославшись на то, что делать это до подписания соглашения преждевременно. При этом он отметил, что «это будет новый двигатель», производство будет размещено на площадке УМЗ, где есть цеха, требующие реновации, кроме того, имеется свободный участок, на котором предполагается построить новые производственные корпуса.