Больше места для времени
Новый электронный часовой механизм TheTimeChanger
Французское предприятие микроэлектроники SilMach (Silicium Machinery) вместе с американцами из Тimex выпустили часы TheTimeChanger с новым механизмом, даже с двумя. Часы с ретроградной минутной и часовой стрелками выпущены в количестве 1088 экземпляров, их спроектировал главный дизайнер Тimex итальянец Джорджио Галли. Но не так важны сами часы, как механизм, в них установленный.
Созданный с помощью кремниевой микротехнологии, он призван заменить конструкцию кварцевого механизма, разработанную еще в 1960-е годы японской компанией Seiko (она первой выпустила кварцевые часы в 1969 году) и применяемую поныне всеми производителями. При этом все производимые сейчас кварцевые калибры содержат еще одно, более раннее изобретение: миниатюрный шаговый электродвигатель, созданный французским инженером Мариусом Лаве в 1936 году.
Пьер-Франсуа Лувинье из SilMach объясняет, что предприятие готово выпускать новые калибры в миллионах экземпляров, и уверяет, что часовщики уже оценили новинку. Он не удивляется, когда мы спрашиваем его, насколько успешен может быть запуск новых электронных часов, стоящих €1850, то есть в два раза дороже кварцевых Longines. За такую сумму у Frederique Constant можно купить даже часы с автоматическим, то есть механическим, калибром, сертифицированным COSC в качестве хронометра (особо точных часов). Наш собеседник терпеливо объясняет, что TheTimeChanger важны не сами по себе, хотя их коммерческий успех уже очевиден. Их задача — показать, что часовщики могут пользоваться новым «мотором», разработанным на основе кремниевой технологии.
Он пока что стоит столько же, сколько обычные механизмы, но технологичнее в производстве, гораздо долговечнее и более энергоэффективен (на одной батарейке может работать до десяти лет), а главное — в два раза меньше по размерам самого маленького из ныне выпускающихся кварцевых калибров. Его можно штамповать прямо на плате и располагать в любой ее части, а не только по центральной оси. Часы TheTimeChanger — пример того, как в 42-миллиметровом стальном корпусе можно установить два механизма: один — для минутной стрелки, другой — для часовой. Теоретически есть место и для третьего, причем возможность изменения направления вращения позволяет сделать минутную стрелку ретроградной — доходящей до «60» и возвращающейся к нулевой отметке.
«Это особенно важно для производителей смарт-часов,— говорит Пьер-Франсуа Лувинье,— которые очень скованы недостатком пространства внутри корпуса. Они очень заинтересованы в наших моторах, и мы готовы их поставлять в товарном количестве».
У производителя есть и другая цель. Безансон, расположенный вблизи швейцарской границы, всегда был центром часовой промышленности Франции. Именно там находилось производство главной массовой марки страны Lip, родившейся в 1867 году, исчезнувшей 110 лет спустя, вновь возрожденной в 2002 году и только теперь понемногу оправляющейся от многочисленных кризисов.
Первые часы TheTimeChanger не цель, а декларация о намерениях. Кремниевые электромоторы могут использоваться во множестве механизмов, в автомобильной и авиационной промышленности, но именно создание часов, по словам господина Лувинье, вызвало наибольший отклик у публики: «Наличие новой технологии позволяет нам не только вести переговоры со многими марками, но и создавать свои модели. Благодаря нашему миниатюрному механизму, который может быть расположен в корпусе где угодно, вы получаете огромную свободу в часовом дизайне». Так что за TheTimeChanger последуют новые модели, конкурентоспособные по сравнению с продукцией швейцарских соседей.