Разблокировка активов задерживается

Какие сложности возникли с механизмом возврата замороженных средств

Разблокировка активов инвесторов может затянуться до 2025 года. Об этом заявила директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ РФ Ольга Шишлянникова на конференции «Финансовый рынок. Новые ориентиры в меняющемся мире», которую организовал “Ъ”. Представитель регулятора напомнила, что в 2023 году президент подписал указ, который предусматривает выплату замороженных доходов за счет средств, которые поступают на счета типа «И».

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По словам Шишлянниковой, НРД уже начал подобные операции, и деньги будут поступать постепенно. Инвесторы первой и частично второй очереди получили выплаты по замороженным бумагам, рассказала Ольга Шишлянникова:

«Остальные инвесторы ждут поступления на эти счета и новых доходов, за счет которых будет продолжаться возмещение убытков. Указ №844 предусматривает возможность выкупа заблокированных иностранных ценных бумаг у розничных инвесторов. Банк России в конце 2023 года принял необходимые решения совета директоров, которые регламентируют, как это должно проходить.

Уже в 2024 году были добавлены полномочия прав комиссии принять условия таких выкупов. Мы ожидаем, что в ближайшее время правкомиссия рассмотрит и примет такие документы, тогда мы перейдем от теоретической стороны этого вопроса к практической. Многое будет зависеть от того, придут ли иностранные инвесторы, у которых есть деньги на счетах типа "С", за счет которых и предполагается выкуп таких активов, насколько они будут вовлечены.

У нас есть некоторые ожидания, исходя из тех переговоров, которые уже были. Мы думаем, что интерес у иностранных инвесторов к этому проекту все-таки есть. Это означает, что в совокупности достаточно большая сумма мелких инвестиций будет высвобождена из-под блокировки».

Как отметили в Центробанке, обменять все заблокированные активы сейчас невозможно, на счетах типа «С» просто не хватает для этого средств. Но интерес со стороны иностранцев не такой высокий, как утверждает ЦБ, отметил руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов:

«Опираясь на открытые источники, мы не можем подтвердить, что у иностранных инвесторов какой-то большой интерес к этому обмену, пока у нас обратная информация. Многие отказываются из-за сложностей, связанных с получением дополнительного разрешения со стороны местных регуляторов.

Что касается переноса сроков, конечно, когда объявляли, что это будет январь-февраль 2024 года, верилось с трудом, потому что создать достаточно большую инфраструктуру для проведения обменов в такие сжатые сроки практически невозможно. Поэтому мысли о переносе выглядят вполне естественно и логично.

Будем надеяться на то, что все-таки мы не знаем всей информации, и есть какие-то крупные иностранные участники. Что касается нехватки средств, в принципе, заранее было понятно, что соотношение активов российских инвесторов, заблокированных в иностранных депозитариях, и активов, которые заблокированы на счетах типа "С", не в пользу российских инвесторов».

Иностранных инвесторов смущают не только сложные правила, но и условия самого обмена. В текущем виде предложенная схема не выглядит привлекательной, полагает соруководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук: «Можно согласиться с брокерами в том, что мы не наблюдаем такого уж большого интереса со стороны иностранцев.

Во-первых, потому, что, скорее всего, им придется получать разрешение на такую разблокировку у своих регуляторов. Во-вторых, размеры портфелей, которые они могут выкупать достаточно маленькие. Сумма ограничения по одному российскому инвестору составляет 100 тыс. руб., а для того, чтобы выкупить портфель, нужно принять на себя определенные риски, понести какие-то затраты, поучаствовать в установленной процедуре с торгами, и все это ради того, чтобы выкупить такой небольшой портфель. И чем больше портфелей, тем больше сложностей и рисков».

О своих планах на конференции “Ъ” рассказала и Мосбиржа, в 2024 году площадка ожидает более 20 первичных и вторичных размещений ценных бумаг. В прошлом году таких сделок было 13.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Мария Широкова, Иван Корякин

Вся лента