Домохозяйства продемонстрировали нетипичность потребления
В январе население РФ больше ело и чаще развлекалось
Определяемый Банком России индекс потребительских настроений в январе обновил исторический максимум, указав на аномально высокие для первого месяца года траты домохозяйств. В январе население особо активно тратилось на развлечения, подарки и еду вне дома. Косвенные показатели свидетельствуют, что интерес населения к уже привычным тратам под давлением проводимой ЦБ антиинфляционной политики ослабевает с трудом. Между тем производители потребительских товаров в январе снизили свои ожидания и текущие оценки как в отношении выпуска, так и спроса.
Индекс потребительских настроений ЦБ за январь прибавил 6,4 пункта (и 6,8 пункта в годовом выражении) и вырос до 108,2 пункта (.pdf). Это «выше типичной положительной сезонности для первого месяца года», отметил ЦБ. Среднее изменение в январе по сравнению с декабрем с 2015 по 2023 год составляло плюс 2,6 пункта. Показатель обновил исторический максимум, выросли как оценки текущего состояния, так и ожиданий в отношении личного благосостояния и экономических перспектив страны. Доля респондентов, предпочитавших тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не откладывать их, возросла январе до 30,6% — на 3,5 процентного пункта (п. п.) за месяц и на 2,6 п. п. в годовом выражении. Доля тех, кто предпочитал сберегать, по сравнению с предыдущим месяцем практически не изменилась и составила 51,6% (минус 0,2 п. п. и минус 3,3 п. п. соответственно).
Данные ЦБ подтверждают то, что ранее показывали (см. “Ъ” от 17 января) опережающие индикаторы «Ромир» и «Сбера»,— в январе частное потребление оставалось на аномально высоких для этого месяца уровнях.
По данным «Сбериндекса», на неделе 22–28 января номинальные расходы держателей карт «Сбера» выросли на 16,1% (реальные — на 8,2%) в годовом выражении. По данным «Ромир» за тот же период, расходы выросли на 25,9%.
После провала в первую неделю января расходы на потребление находились на уровне первых двух недель ноября 2023 года. Исследования покупательской уверенности «Ромир», как и динамика трат по «Сбериндексу», фиксируют рост объемов и частоты трат потребителей на культуру и развлечения. «Наши соотечественники в поисках развлечений активно переключились на классические виды досуга, такие как посещение театров, выставок, музеев, различных квестов и так далее. Несмотря на рост цен, отмечается увеличение аудитории таких мероприятий и частоты посещений. Год к году продажи билетов выросли на 12% в денежном выражении, количество проданных билетов за год увеличилось на 30%. Усиление этих тенденций было отмечено ближе к концу года»,— отмечают исследователи. Другой вид активных трат — подарки, рестораны, еда навынос и рестораны.
По оценкам Минэкономики, оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению в прошедшем ноябре вырос на 8,9% в годовом реальном выражении, а с исключением сезонности рост за месяц составил 0,6% против роста на 1,1% за октябрь 2023 года. Схожие оценки, демонстрирующие стабилизацию частного потребления на максимальном с начала 2020 года уровне в октябре—ноябре, делали ранее в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Сберегательные настроения, как и наличные валютные сбережения и объем банковских депозитов физических лиц, растут, а отскок в динамике выдачи потребительских ссуд (минус 1,9% за декабрь 2023 года) объясняется «переупаковкой» кредитов на 250 млрд руб. в облигации, замечают авторы Telegram-канала MMI. Без учета этой сделки кредит населению не изменился (минус 0,1% и плюс 15,7% в годовом выражении), хотя необеспеченное кредитование, в отличие от автокредита, сжимается. Такая динамика наводит на мысль, что замедление потребкредита — это не про спрос на кредит, а про реакцию банков на ужесточение ДКП, отмечают эксперты. «Иными словами, высокие ставки не сильно охладили желание людей жить в кредит, но банки выдачу кредитов ограничили»,— отмечают они.
Между тем проведенные в январе Банком России опросы компаний фиксируют незначительную коррекцию оценок текущего спроса со стороны производителей потребительских товаров (хотя он остается на исторически максимальном уровне с начала 2014 года) и значительное ухудшение ожиданий респондентов как в отношении выпуска, так и спроса.