Индия нам поможет
Компании ищут сотрудников в отдаленном зарубежье
Российские кадровые агентства столкнулись с ростом спроса бизнеса на работников из таких стран, как Индия, Пакистан и даже Северная Корея. Интерес к сотрудникам без знания русского языка вызван нехваткой рабочих рук и сокращением числа трудовых мигрантов из стран СНГ. Рекрутеры отмечают, что такие работники вряд ли будут «стоить» работодателю меньше, чем россияне и уже имеющиеся в РФ мигранты. Кроме того, оформление необходимых для работы документов является довольно сложным процессом и будет занимать не менее полугода. Однако компании все равно считают привлечение таких работников выгодным из-за их «плотной привязки» к пригласившему работодателю.
Как рассказали “Ъ” в ряде кадровых агентств, российские компании все чаще обращаются к ним с просьбой привезти работников из стран дальнего зарубежья с недорогой рабочей силой. «Ситуация с нехваткой работников в производственном секторе усугубилась, он и так с трудом конкурировал за кадры с ритейлом и е-коммерцией»,— говорит директор рекрутинговой компании Ventra Industrial Ольга Тонких. По ее словам, некоторые компании химической промышленности и агропромышленного комплекса вынуждены идти на нестандартные решения и привлекать на работу мигрантов из Индии и Пакистана. «Речь идет о рабочих без квалификации: упаковщиках, сборщиках тары, операторах производственных линий»,— рассказывает рекрутер.
Вице-президент по операционному управлению холдинга АНКОР Алексей Миронов также говорит о «достаточном количестве» таких запросов, отмечая, что «с учетом нехватки кадров и прироста зарплат многие компании готовы работать с трудовыми мигрантами без знания русского языка». Основатель консалтинговой компании Support Partners Константин Борисов поясняет, что иностранные рабочие сейчас востребованы у предприятий горнорудной промышленности. «Сейчас у нас, например, есть заказ на наем в Индии 50–70 операторов самосвалов»,— говорит он. С аналогичными запросами столкнулись и другие кадровые компании, в их числе — Cornerstone, Kontakt Interseach Russia и Unity. «Нам поступил запрос даже на сотрудников из Северной Кореи»,— говорит источник “Ъ” в одном из кадровых агентств. Отметим, что осенью 2023 года о планах привлечь какое-то количество индийцев сообщал один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит».
Поясним, что на фоне сложностей с наймом россиян в 2023 году снизился и приток работников из стран СНГ.
МВД итоги года в этой части еще не подвело, по оценке Юлии Флоринской из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, общее число работавших в РФ иностранцев в 2023 году сократилось по сравнению с 2022-м и вряд ли превышало 3,5 млн человек (одновременно находящихся в стране). До пандемии этот показатель составлял 4,5 млн человек. Эксперт объясняет снижение интереса к России ослаблением рубля. Свою роль играют и опасения иностранцев отправиться в итоге в зону военной операции. Что касается притока работников из стран дальнего зарубежья, то он также снижается — если в 2016–2019 годах в РФ ежегодно приезжали работать примерно 120–130 тыс. человек, то в прошлом году их было всего 114 тыс., говорит Юлия Флоринская.
По словам гендиректора компании Welldone (аутсорсинг логистики) Артема Киреева, «в среднем работники из Индии "стоят" столько же, сколько и россияне, плюс есть расходы на их перевозку и оформление документов». «Но в долгосрочной перспективе это все равно выгодно, поэтому мы сейчас ищем подрядчика, чтобы привезти на наше предприятие 500 индийцев»,— говорит он. Выгоду от привлечения таких работников господин Киреев объясняет тем, что без знания русского языка они вряд могут получить на рынке труда «контроффер» и быстро перейти к другому работодателю. «Россияне и мигранты со знанием русского языка сейчас постоянно меняют одну компанию на другую из-за более высокой зарплаты»,— сетует предприниматель. Незнание языка, по его мнению, препятствием для работы является не всегда — можно выполнять рутинные операции, например, на складах, следуя записанным аудиоинструкциям на родном языке.
Константин Борисов отмечает сложности в обеспечении таких работников необходимыми документами.
«Мы сейчас пытаемся понять, как подтвердить в РФ, например, индийские водительские права»,— говорит он. Отдельная проблема, отмечает Артем Киреев,— большие бюрократические сложности при выдаче индийцам загранпаспортов. Трудности с документами есть и на стороне РФ — трудовые мигранты из дальнего зарубежья могут приезжать только по квоте, которую формирует Минтруд по заявкам работодателей (на 2024 год она составляет 156 тыс. человек, на 32 тыс. больше, чем в 2023-м).
«Но получить квоту — отдельная головная боль, мы сейчас как раз в процессе. Надеюсь, сможем пройти все формальные процедуры быстро, но все равно от оформления документов до приезда иностранцев, по нашим прогнозам, пройдет примерно девять месяцев»,— говорит Артем Киреев. По словам собственника одной из российских компаний, заинтересованных в работниках из Индии, если процедуры оформления не будут упрощены, многие работодатели станут завозить их нелегально. «К нам уже приходили компании, которые ежегодно привозят несколько тысяч людей из Бангладеш в Казахстан — без документов, в контейнере,— и предлагали распространить свои услуги и на РФ»,— говорит он.
Пока работодатели уверены в том, что смогут предложить соискателям из Индии интересные с точки зрения оплаты труда вакансии. Но, как отмечает Юлия Флоринская, Россия здесь будет конкурировать с более богатыми странами. «Из Индии едут в Арабские Эмираты и другие страны Востока, зарплаты там могут быть выше»,— говорит эксперт. Кроме того, отмечает Алексей Миронов, сколь-либо массовое закрытие потребности работодателей мигрантами в России невозможно без поддержки и содействия региональных властей. «Для мигрантов надо создавать среду, инфраструктуру — вопрос в том, какие регионы захотят активно этим заниматься»,— говорит он.