«Ритейл за последние годы прошел через несколько кризисов»
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев о курах, яйцах и стабилизации
Цены на мясо птицы и яйца, резко выросшие в прошлом году, за январь 2024 года по Росстату снизились на 2,7% и 1,8% соответственно, но ситуация в птицеводстве остается в фокусе внимания регуляторов. Федеральная антимонопольная служба направила регионам рекомендации о стабилизации цен на яйца, которые могут содержать обязательства поставщиков и ритейлеров сдерживать стоимость продукции. О поставках мяса птицы и яиц “Ъ” рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; включает X5 Group, «Магнит», «Ленту», Auchan и др.) Игорь Караваев.
— Как решались проблемы с поставками мяса птицы и яиц в 2023 году?
— Спрос на куриное мясо и его потребление поступательно росли последние несколько лет. Действительно, в начале осени поставки были существенно ниже потребностей торговых сетей, отклонение соответствующих показателей от данных аналогичного периода 2022 года составляло в среднем около 13–14 процентных пунктов. Тем не менее сетевой ритейл не испытывал критических перебоев с курятиной. С яйцом в определенный момент ситуация была более напряженная из-за роста спроса, в том числе за счет закупок со стороны мелкого опта, и сокращения поставок по прямым контрактам. Ритейлеры пытались выравнивать ситуацию за счет оперативного перераспределения поставок, частично компенсировали нехватку и потребность в дополнительных объемах за счет тендерных закупок.
— Появились ли в связи с этим какие-то новые практики, которые сети интегрировали в бизнес?
— Рыночные практики сформировались естественным путем и с учетом сезонной волатильности цен на птицеводческую продукцию. До ситуации, возникшей прошлой осенью, они выглядели вполне сбалансированными. Сейчас сети в первую очередь ориентированы на продолжение работы по долгосрочным контрактам. Рассчитываем, что удастся нарастить их долю.
— Были ли аналогичные проблемы с другим ассортиментом и как удалось их решить?
— Никаких серьезных проблем с поставками другой продукции не наблюдалось ни в прошлом, ни в текущем году. Торговые сети — члены АКОРТ диверсифицируют поставки за счет работы с большим пулом поставщиков, как российских, так и зарубежных. Это позволяет избегать перебоев в поставке и не допускать дефицита даже в случае быстрого выбытия отдельных позиций. В прошлом году ассортимент по большинству категорий активно наполнялся как за счет новых брендов, так и собственных торговых марок ритейлеров.
— Могут ли сети заранее подготовиться к резкому росту спроса?
— Еще с момента пандемии ритейлеры формируют повышенные товарные запасы. Эта практика сокращает риски возникновения дефицита и позволяет закрывать даже возросшие потребности покупателей до момента разрешения возникшей ситуации. Кроме того, ритейлеры работают с большим числом поставщиков даже в одной категории, что также сводит к минимуму риски полного выбытия какого-то конкретного товара.
В среднем количество поставщиков, с которыми сотрудничают крупнейшие сети, варьируется от 5 тыс. до 7 тыс., на одну категорию может приходиться 100–300 поставщиков, количество партнерств расширяется ежегодно. В целом весь ритейл за последние годы успешно прошел через несколько кризисов, которые вполне соответствуют концепции «черного лебедя». Но в исключительных ситуациях задачу обеспечения достаточной доступности товаров необходимо решать в оперативном режиме.
— Как сейчас складывается ситуация с поставками мяса птицы, яиц и ценами на них? Как влияют принятые властями меры по облегчению импорта?
— Сейчас мы наблюдаем постепенную стабилизацию цен производителей на птицеводческую продукцию. Сегодня федеральная розница серьезных проблем с поставками яйца не испытывает, по курятине ситуация тоже стабильная. Ориентируемся на оптимистичные прогнозы наших партнеров из отраслевых союзов, которые говорят о достаточной самообеспеченности по мясу птицы: объемы ввозимого в Россию бройлера невелики, а индейка и вовсе не импортируется. Пока что доля поступившего импортного яйца не столь существенна в сравнении с ежегодными объемами потребления и производства этого продукта. Важно, что эта мера оказала стабилизирующий информационный эффект и помогла не допустить необоснованного ажиотажного спроса.
— Некоторые участники птицеводческого рынка предлагают ограничить наценки сетей на яйца, сократить предельные сроки оплаты, обязать заключать долгосрочные контракты. Как относитесь к этим предложениям?
— Считаю, что такие спекулятивные заявления неприемлемы. Более того, они контрпродуктивны в контексте механизмов саморегулирования, за счет которых удавалось решить многие проблемы. Возвращаясь к теме долгосрочных контрактов, отмечу одну важную деталь: есть целый ряд крупных ритейлеров, которые используют только этот механизм и не покупают яйца на тендерах. Очевидно, что высокая закупочная цена невыгодна не только потребителю, но и торговле, которая вынуждена демпфировать ее рост за счет собственных доходов, удерживая при этом отрицательные наценки. Например, средняя наценка на яйцо куриное С1/С2 в торговых сетях — членах АКОРТ осенью и в декабре 2023 года составляла минус 2%, в крупнейших сетях — минус 13%.
Повсеместное ограничение наценки несет риск для сбалансированного ценообразования ритейла и последующего роста цен: торговля уже не сможет компенсировать отрицательную наценку одних товаров за счет ее перераспределения на другие. Увеличение цен на самые доступные и популярные товары, в свою очередь, может спровоцировать рост спроса.
Возможное сокращение сроков оплаты — аналогичный риск, который дестабилизирует операционную деятельность сетей и не позволит достаточно инвестировать в ценовую доступность и поддержание ассортимента социально значимых товаров. На самом деле от этой меры не выигрывает никто: поставщики понесут издержки в связи с перестройкой бизнес-процессов, малый и средний бизнес может лишиться части стабильного сбыта.
— Можно ли предотвратить повторение ситуации на птицеводческом рынке 2023 года?
— Все же ситуация скорее аномальная, чем характерная для нашего рынка. Поэтому важно усилить прямой, конструктивный диалог между участниками рынка и принимать точечные решения, эффективность которых учитывает набор конкретных факторов и обстоятельств. Общая задача — недопущение необоснованных повышений цен и снижения доступности базовых товаров.