США придерживают «молекулы свободы»
Юрий Барсуков о решении Вашингтона по будущим экспортным проектам
За те десять дней, что прошли с решения президента США Джозефа Байдена временно заморозить выдачу разрешений на новые СПГ-проекты в стране, о данном событии в глобальной индустрии не высказался только ленивый. К примеру, глава Shell Ваэль Саван заявил, что такой шаг «подрывает доверие в долгосрочной перспективе», а глава Американского института нефти (крупнейшее отраслевое лобби) Майк Соммерс назвал его «победой для России и потерей для американских союзников, рабочих мест в США и глобального прогресса по климату». Союзники тоже не скупились на комплименты. Так, немецкая SEFE (национализированная бывшая Gazprom Germania), которая должна была уже с 2026 года получать 2,5 млн тонн СПГ в год с проекта Calcasieu Pass 2, назвала решение односторонним и ставящим под угрозу стабильность и безопасность поставок газа в Европу. Японская JERA указала, что шаг угрожает поставкам топлива в Японию.
Возникает вопрос, почему покупатели газа так переживают, если решение коснется только новых проектов. Проблема в том, что оно затрагивает в том числе уже заключенные контракты на 20,9 млн тонн с компаниями в Европе, Японии, Южной Корее и Китае, и в такой короткий срок им невероятно сложно найти замену. Особенно учитывая, что параллельно США ввели санкции против России, которая могла стать единственным реальным конкурентом для американских СПГ-проектов с точки зрения объемов и темпов ввода.
Аналитики называют решение президента США конъюнктурным и связанным с предстоящими в этом году выборами: Джозефу Байдену было важно поддержать крупные промышленные компании—потребители газа, для которых ограничение экспорта является гарантией сохранения низких внутренних цен в США. Предполагается, что ограничения будут в будущем отменены, особенно если господин Байден проиграет выборы, поскольку его наиболее вероятный соперник Дональд Трамп уже пообещал сделать это в свой первый день на посту президента. Но для рынка непоследовательность США в экспортной политике, учитывая статус страны как крупнейшего в мире поставщика СПГ, стала тревожным звоночком.
Тем не менее факты говорят о том, что у большинства покупателей американского СПГ довольно мало альтернатив и Россия не входит в их число. Для Европы возврат к российскому газу сейчас едва ли приемлем, а Япония и Южная Корея не имеют к нему доступа. Единственным крупным покупателем СПГ, действительно обладающим возможностью маневра в сторону России, является Китай. Но КНР и так в последние годы сокращала импорт энергоносителей из США, однако заключать новые газовые контракты с Россией пока не спешит.