Переезд с пролонгацией
Подготовлен порядок продления сроков выхода из иностранных реестров при переезде в САР
Минэкономики подготовило порядок выдачи индивидуальных разрешений на продление сроков «выхода» из иностранных реестров для компаний, «переезжающих» в специальные административные районы (САР). Эта опция актуальна для бизнеса, который из-за санкций не может получить необходимые документы или воспользоваться процедурой ускоренной редомициляции, позволяющей «переехать» в САР без завершения «выхода» из зарубежной юрисдикции. Эксперты отмечают, что проблема «зависания» компаний в двух реестрах весьма существенна.
Минэкономики опубликовало проект постановления правительства, устанавливающий порядок продления для компаний, «переезжающих» в САР на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде, сроков выхода из иностранных реестров. Поясним, что при «переезде» иностранные организации регистрируют в РФ международную компанию и исключаются из иностранного реестра в течение двух лет. Однако уложиться в этот срок могут не все: из-за санкций компании порой не получают необходимые для «выезда» документы, и тогда они как резиденты САР лишаются налоговых льгот (если имеют на них право).
Власти обсуждали увеличение срока «переезда» с двух до пяти лет, но в итоге был принят закон о предоставлении дополнительного времени в индивидуальном режиме. Такие решения принимает правительственная комиссия по иностранным инвестициям в случае, если иностранной компании необоснованно или по независящим от нее причинам отказано в исключении из реестра или если три и более обращений о «выходе» оставлены без ответа.
По словам первого замглавы Минэкономики Ильи Торосова, такой порядок был выбран «для исключения возможного умышленного затягивания срока исключения компаний из иностранного реестра».
Представленный проект постановления реализует принятую норму закона. Согласно документу, заявление в Минэкономики необходимо подать не ранее чем за два месяца до истечения двухлетнего срока — вместе с пакетом документов, который включает подтверждение прекращения коммерческой и операционной деятельности иностранного юрлица в зарубежной юрисдикции, а также наличие оснований для продления срока. Срок продлевается максимум на год, но при необходимости просить о пролонгации можно повторно.
Как отмечают в РСПП, проблему «застревания» компаний в двух реестрах «сложно назвать массовой, но это точно не штучные кейсы».
Партнер налоговой практики «Технологий доверия» Галина Науменко отмечает, что «со сложностями дерегистрации сталкиваются более 50% компаний, заезжающих в САР с 2022 года, а из компаний, попавших под санкции, пожалуй, все 80%».
Выбранный подход, полагает партнер Б1 Марина Белякова, «абсолютно уместен в существующих реалиях»: с одной стороны, ограничивать срок для всех без возможности продления при сложностях выхода из-за рубежа нелогично, с другой — «делать сроки очень длинными и отпускать контроль тоже неправильно». Согласна с этим и руководитель международно-правового направления K&P.Group Анастасия Симонова. По ее словам, возможность выдачи индивидуальных решений «позволяет повысить решимость для завершения редомициляции, введение же единого срока является менее гибким механизмом».
Пролонгация, говорит партнер группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования Kept Александр Токарев, актуальна для компаний, которые из-за геополитической ситуации воспользовались ускоренной редомициляцией, позволяющей прописаться в САР до завершения необходимых процедур в иностранной юрисдикции. Как добавляет Марина Белякова, это формально может являться нарушением, препятствующим выходу из иностранного реестра. Кроме того, говорит она, в некоторых странах, например на Кипре, для выхода подсанкционных компаний из реестра нужно разрешение санкционной комиссии — «некоторые компании еще ждут таких разрешений, но не исключено, что они могут получить отказы».
Эксперты о механизме продления сроков «переезда»
Партнер группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризации Kept Александр Токарев отмечает, что в отношении документов, подтверждающих прекращение деятельности в иностранной юрисдикции, могут возникать вопросы, поскольку стандартизированных форм для них нет. «Достаточно ли, например, резолюции об увольнении иностранных директоров, приказов об увольнении иностранных сотрудников, разрыва договора аренды офиса или договора о его продажи, ведь предоставить проаудированную отчетность в отношении иностранной компании будет затруднительно?» — задается вопросом эксперт. Желательно, добавляет он, чтобы Минэкономики дало пояснения, какие документы может подготовить компания.
Партнер налоговой практики «Технологий доверия» Галина Науменко полагает, что формат, скорее всего, еще будет «шлифоваться» — основная сложность заключается в том, что доказать отсутствие результата и попытки его достижения именно документально бывает почти невозможно. Однако, говорит она, в правилах «видно желание правительства действительно войти в положение компании — порадовало, что обращение возможно и при нехватке каких-то документов, если компания объяснит невозможность их получения».