Ирану ответят со всей сдержанностью
США накажут иранских прокси за атаку, но постараются избежать серьезной эскалации
США определились с ответом на недавнюю атаку по своей базе в Иордании, стоившую жизни троим американским военнослужащим. По данным СМИ, под ответные удары попадут связанные с Ираном цели на территории Сирии и Ирака. Вместе с тем провоцировать еще большую эскалацию на Ближнем Востоке американские власти, похоже, не намерены. Этот подход сейчас разделяют и в Тегеране.
О том, что США решили ответить на воскресную атаку дронами по американской военной базе в Иордании на стыке границ с Сирией и Ираком (см. “Ъ” от 30 января), рассказал в четверг глава Пентагона Ллойд Остин. «У нас будет многоуровневый ответ, и у нас есть возможность реагировать несколько раз в зависимости от ситуации»,— отметил он на пресс-конференции.
Со времени нападения боевиков движения «Хамас» на Израиль 7 октября Штаты зафиксировали более 160 ударов по своим объектам в Сирии и Ираке (эти цифры в четверг назвал тот же господин Остин). Однако эти инциденты обходились без жертв вплоть до 28 января, когда в результате атаки беспилотника по базе Эт-Танф погибли трое военнослужащих, еще 34 получили ранения.
Ответственность за нападение взяла на себя зонтичная группа противостоящих США и Израилю вооруженных формирований под названием «Исламское сопротивление Ирака».
Считается, что она непосредственно подчиняется иранскому Корпусу стражей исламской революции. Министр обороны США признал: в Вашингтоне не знают, был ли Иран в курсе планировавшейся этой группировкой атаки по базе США. Но тут же добавил: «Это не имеет значения, поскольку мы знаем, что Иран спонсирует эти группы, а в некоторых случаях обучает их». Собственно, по этой причине главным «ответчиком» за атаку без лишних размышлений назначили Тегеран.
Глава Пентагона воздержался от указания времени и места ответных ударов США. Между тем, по данным телекомпании CBS News, еще в четверг Белый дом одобрил план нападения на связанные с Ираном объекты в Ираке и Сирии, причем первые удары могут произойти уже на этих выходных. Впрочем, основным определяющим фактором в плане времени станет погода, заметили неназванные официальные лица США: требуется хорошая видимость, чтобы избежать непреднамеренных жертв среди гражданского населения.
Усилить меры реагирования на угрозу со стороны контролируемых Тегераном группировок Белый дом отчасти побуждает идущая полным ходом президентская кампания.
Республиканцы постоянно обвиняют демократов в слабости. Уже на следующий день после гибели американских военных некоторые республиканцы в Конгрессе призвали президента Джо Байдена нанести удар по Ирану.
Между тем одновременно с обещаниями продемонстрировать силу в Вашингтоне дали понять, что будут всячески избегать намеренного провоцирования еще более серьезной эскалации на Ближнем Востоке. Еще во вторник представитель Совета нацбезопасности США Джон Кирби заявил, что Вашингтон не хочет войны с Тегераном или дальнейшей региональной эскалации. Ту же мысль два дня спустя повторил и Ллойд Остин, подчеркнув, что Штаты не находятся в состоянии войны с Ираном.
Схожие сигналы поступают и из Тегерана. По данным газеты The New York Times, на этой неделе Высший совет национальной безопасности Ирана провел экстренное заседание, на котором верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи распорядился избегать прямого военного конфликта с США. Кроме того, по данным издания, аятолла призвал максимально дистанцироваться от действий группировок, убивавших американцев.
Впрочем, в Тегеране официально открестились от причастности к удару по американской базе почти сразу же.
На следующий день после гибели трех американских военнослужащих официальный представитель иранского МИДа Насер Канаани заявил, что «группы сопротивления в регионе» не подчиняются приказам Тегерана и сами решают, каким образом «поддержать палестинскую нацию или защитить себя и народ своей страны от любой агрессии».
К слову, на фоне роста напряженности вслед за гибелью американцев одна из таких «групп сопротивления в регионе» сообщила о приостановке военных операций «против оккупационных сил». 31 января генсек входящей в «Исламское сопротивление Ирака» шиитской группировки «Катаиб Хезболла» Абу Хусейн аль-Хамидави заявил: «Мы продолжим защищать наших людей в секторе Газа другими способами». Он пояснил это нежеланием «поставить в неловкое положение иракское правительство».
Между тем, вопреки общему недоверию к Ирану и его заявлениям, на этот раз в Вашингтоне, похоже, сочли, что Тегеран действительно готов придерживаться выверенного подхода, призванного избежать полномасштабной войны. Как сообщил 1 февраля телеканал CNN со ссылкой на источники, близкие к американской разведке, официальные лица США предполагают, что иранское руководство всерьез занервничало по поводу некоторых действий своих подопечных группировок в Ираке, Сирии и Йемене. В частности, Иран, как считает разведка США, обеспокоен тем, что нападения хуситов в Йемене на коммерческие суда в Красном море чреваты подрывом экономических интересов Китая и Индии — ключевых союзников Ирана.
С другой стороны, одновременно с демонстрацией сдержанности в Иране открыто заявили, что страна готова к ответным действиям, если США нанесут удар возмездия собственно по иранской территории. С таким предупреждением на этой неделе выступил командующий Корпусом стражей исламской революции Хосейн Салами. Более того, по некоторым данным, иранское командование уже привело все вооруженные силы в состояние повышенной боевой готовности, а также активировало системы зенитно-ракетной обороны и разместило вдоль границы с Ираком баллистические ракеты.