Сделка в деталях
О чем переговариваются и никак не могут договориться Израиль и «Хамас»
Всю уходящую неделю западные и арабские СМИ сообщали, что Израиль и «Хамас» в ходе переговоров через посредников пришли к сделке, предполагающей прекращение огня и освобождение заложников в обмен на палестинских заключенных. Однако эти сообщения тут же опровергались. В том, что происходит за столом закулисных переговоров, разбирался корреспондент «Ъ» в Израиле Михаил Гуревич.
Что-то готовится
В минувший четверг тысячи жителей Газы вышли на улицы праздновать окончание войны. Люди жгли костры, обнимались и скандировали имена руководителей «Хамаса» в секторе — Яхьи Синвара и Мухаммеда Дейфа. После того как премьер-министр Катара шейх Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани заявил, что «Хамас» предварительно одобрил сделку, многим показалось: соглашение уже достигнуто, и военные действия должны прекратиться в ближайшие часы.
Буквально через час представители палестинских группировок, а вслед за ними и израильские спикеры дали понять, что до подписания соглашение должно пройти согласование у обеих сторон. Война продолжилась как ни в чем не бывало, но в СМИ хлынули противоречащие друг другу утечки по поводу сделки.
Особенно много сливов было со стороны палестинцев — из-за того, что «Хамас» не государственная структура, а группировка, у него есть много разных представителей с непонятным статусом и влиянием на процессы. Все они перманентно делают взаимоисключающие заявления, и понять, какое из них действительно отражает палестинскую позицию, не так просто.
В целом расклад следующий. После встречи в Париже руководителей разведок Израиля, США и Египта с премьером Катара были выработаны некие контуры сделки, которые стороны должны утвердить.
Судя по утечкам, на первом этапе предполагается передача Израилю 35 заложников в обмен на 35 дней перемирия, увеличение объемов гуманитарной помощи жителям Газы и освобождение значительного числа палестинских заключенных.
После этого неделя отводится на переговоры по продлению сделки, и далее каждый день «Хамас» будет отпускать по одному заложнику в обмен на не согласованное пока количество палестинских заключенных. Таким образом, суммарно перемирие может продлиться 142 дня. Это контуры, а далее начинаются дьявольские детали.
Позиция «Хамаса»
Исламисты вроде заявили, что в целом согласны на парижские договоренности, но предварительно должны обсудить количество и имена палестинских заключенных, которых они желают увидеть на свободе. Среди прочих уже называются имена Ахмета Саадата, генсека марксистской радикальной группировки Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), который сидит за участие в убийстве израильского министра Рехавама «Ганди» Зееви, и руководителя военного крыла «Фатха» Марвана Баргути, приговоренного к пяти срокам пожизненного заключения за многочисленные теракты.
Кроме того, по данным The Wall Street Journal, хамасовцы должны договориться между собой, готовы ли они пойти на временное перемирие, а не на полное прекращение боевых действий.
Как пищет WSJ, Яхья Синвар соглашается на шесть недель «худны», а Исмаил Хания, руководитель «Хамаса» за рубежом, настаивает на окончательном завершении войны, подтвержденном международными гарантиями.
Согласно его схеме, Израиль должен сначала вывести все войска из Газы, и только после этого можно начинать обсуждение судьбы заложников. Пока Исмаил Хания остается в Катаре и отказывается лететь в Каир для переговоров и подписания документов. Считается, что, если в ближайшие дни или часы он все же туда полетит, значит, компромисс достигнут.
Позиция Израиля
В Израиле ситуация не менее запутанная. Глава «Моссада» Давид Барнеа лично участвовал в выработке парижских договоренностей и по ходу переговоров, конечно, консультировался с руководством страны. Однако для того, чтобы утвердить сделку, следует получить поддержку правительства, а сейчас это не самая простая задача. Правое крыло кабинета во главе с министрами Итамаром Бен-Гвиром и Бецалелем Смотричем прямо говорит, что не проголосует за сделку. Впрочем, и менее радикальные министры заявляют, что сделка не гарантирует освобождения всех заложников и предусматривает слишком длительное перемирие. Одно дело — возобновить войну через неделю, как в прошлый раз, и совсем другое — через четыре месяца.
Многие в Израиле сомневаются, что граждане страны согласятся воспринять эту сделку как победу.
Каждый день десятки палестинских заключенных с «тяжелыми» статьями будут выходить на свободу в обмен на одного израильтянина. И так в течение четырех месяцев. Психологически это будет восприниматься крайне болезненно, и поэтому многие настаивают на условиях полного освобождения всех заложников в рамках одного-двух этапов.
Кроме того, опасаются израильтяне, процесс подписания будет организован таким образом, что возобновление войны после него будет воспринято как нарушение условий. Да и в целом израильские политики прекрасно понимают, что окончание войны почти автоматически означает начало предвыборной кампании, а следовательно, надо вести себя как можно более решительно и воинственно.
Согласно опросу общественного мнения по заказу «12-го канала», лишь 35% израильтян поддерживают сделку, при которой будут освобождены не все заложники: 50% — против и 15% не определились.
То есть, если сделка по каким-то причинам не продлится до освобождения всех израильтян, как минимум половина граждан Израиля будет недовольна.
Лучше всех эту дилемму чувствует премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который, с одной стороны, понимает необходимость какого-то политического решения, а с другой — борется за собственное выживание и делает решительные заявления. Публично он обещает не допустить выхода из тюрем «тысяч террористов» и анонсирует войну до полной победы. А за кулисами, судя по многочисленным сливам в прессу, пытается расширить коалицию за счет оппозиционной партии «Еш Атид» и таким образом нейтрализовать правых радикалов.
Возглавляющий эту партию Яир Лапид вроде и не поротив присоединиться к кабинету и поддержать сделку, но за это требует увольнения из правительства господ Бен-Гвира и Смотрича и не готов гарантировать свое пребывание в кабинете на какой-то определенный срок.
Позиция США
Дамокловым мечом над этим ближневосточным базаром нависают американцы, у которых начинается предвыборная кампания, и им срочно нужно ублажить своих избирателей, многим из которых совсем не нравится брутальный характер военных действий в Газе. В воскресенье в регион приезжает госсекретарь Энтони Блинкен. Это уже пятый его визит на Ближний Восток после 7 октября. Он намерен посетить Саудовскую Аравию, Египет, Катар и Израиль и принять участие в переговорах в Каире.
Источники, близкие к Белому дому, сообщают, что в администрации США настаивают, чтобы масштабные военные действия прекратились в начале марта, между 5-м числом, когда в большинстве американских штатов пройдут праймериз, и 10-м, когда начинается Рамадан.
Говорят, что в качестве приза господин Блинкен предложит Израилю включить в сделку нормализацию отношений с Саудовской Аравией. На днях, по сообщению агентства Reuters, Эр-Рияд согласился на смягчение своей позиции и теперь требует от Израиля не признания палестинского государства, а некого политического заявления о приверженности этой идее в неопределенном будущем.
Одним словом, всем вовлеченным в переговорный процесс сторонам со дня на день предстоит принять драматические решения, которые повлияют на их судьбу. Уже сейчас можно предугадать, что израильтяне воспримут любой исход как поражение, а палестинцы — как победу. При этом со стороны все выглядит скорее наоборот. Впрочем, так часто бывает на Ближнем Востоке. Одно говорят, другое кажется, третье на самом деле происходит.