Ключ для Минсельхоза
Перевод сельхозземель в иные категории предложено разрешать только с согласия ведомства
В Госдуме предлагают ограничить возможности региональных властей по переводу земель сельхозназначения в иные категории — внесенным депутатами законопроектом предлагается установить систему «двух ключей», сделав принятие таких решений возможным только с согласия Минсельхоза РФ. Новшество объяснено стремлением предотвратить дальнейшее сокращение площади сельхозземель и сократить число злоупотреблений региональных органов. В Минсельхозе идею поддержали, назвав предложенный подход «сбалансированным».
В пятницу группа депутатов Госдумы, среди которых вице-спикер палаты Алексей Гордеев и глава комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин, внесла законопроект, ужесточающий подход к переводу сельхозземель в иные категории. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, инициатива нацелена на предотвращение дальнейшего сокращения площади сельхозземель — в период с 1990 по 2022 год она уменьшилась в 1,6 раза (с 638 млн га до 379 млн га).
Законопроект предусматривает введение принципа «двух ключей» — для исключения возможности злоупотреблений регионов в отношении сельхозземель, находящихся в региональной или муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц, а также участков, госсобственность на которые не распределена.
Перевод таких земель сельхозназначения в иные категории регионы смогут осуществлять лишь с согласия Минсельхоза РФ.
Отметим, что правительство регулярно поднимает вопрос защиты сельхозземель от выбытия — процедуру перевода земель из одной категории в другую вице-премьер Виктория Абрамченко называла «непрозрачной, содержащей коррупциогенные факторы».
Однако в основном предложения об ужесточении процедуры касались не всех сельхозземель, а особо ценных, в частности, сельхозугодий, которые сейчас можно переводить в другие категории в исключительных случаях. Например, в 2023 году обсуждалось введение запрета на перевод особо ценных сельхозземель в иные категории для добычи полезных ископаемых. Минсельхоз тогда пояснял, что сокращение сельхозземель связано именно с их переводом в другие категории и что значительная часть таких решений принимается региональными органами. В 2021 году регионы разрешили перевод в иные категории 7 тыс. сельхозучастков площадью 87 тыс. га, из которых более 35 тыс. га — сельхозугодья.
Идею законопроекта в Минсельхозе поддержали, назвав предложенный подход «сбалансированным». «Это позволит обеспечить сохранность продуктивных сельхозземель как основного средства производства в сельском хозяйстве»,— сообщили “Ъ” в ведомстве.
Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун поясняет, что острота проблемы связана с тем, что на сельхозземлях, даже частных, изначально было запрещено или ограничено строительство — если же эти земли переводятся в другие категории, разрешающие его, то цена участка повышается в десятки, а вблизи больших городов — и в сотни раз. «И бизнес готов на все, дабы уговорить чиновников осуществить этот перевод — перед таким соблазном им, как правило, устоять очень трудно»,— говорит он. К системе «двух ключей», впрочем, эксперт отнесся скептически. «Трудно предположить, что чиновники из Москвы смогут разобраться в региональной проблеме — желающие осуществить перевод для них тоже придумают веские обоснования его необходимости»,— считает Василий Узун.
Как отмечает доцент департамента публичного права факультета права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова, существующие ограничения по переводу касаются не всех земель сельхозназначений, а наиболее ценной их части — сельхозугодий, в частности, пашен, пастбищ и виноградников. За их сохранение отвечает в первую очередь именно Минсельхоз. Предложенные изменения, говорит она, «стоит расценивать как логичное распределение полномочий по принятию решений, направленных на создание эффективной системы управления сельхозземлями».